Характеристика жизненных перспектив в период взрослости

Статьи по психологии » Изучение жизненных перспектив в период взрослости » Характеристика жизненных перспектив в период взрослости

Страница 3

Ко времени наступления средней взрослости отношения между родителями и их детьми начинают отличаться большим пониманием, по сравнению с любым другим более ранним периодом. Их отношения развиваются, превращаясь в равноправное взаимодействие двух взрослых людей, что было невозможно в то время, когда ребенок был маленьким (43, с.151).

На многих важных этапах жизни определяющую роль играют семейные отношения, однако, в середине жизненного пути немало людей больше полагаются на друзей, чем на членов семьи. Несмотря на то, что большинство взрослых вступают в брак и воспитывают детей, значительное и все возрастающее число людей ведут холостой образ жизни или растят детей в одиночку. Часто друзья играют для них особо важную роль. У людей старшего возраста, дети которых уже выросли, или супруги которых умерли, многие жизненно важные эмоциональные потребности часто удовлетворяются за счет дружбы (58, с.398).

В целом, наиболее сложные дружеские отношения наблюдаются между представителями самой старшей возрастной группы взрослого периода жизни. В начале взрослого возраста люди в большей степени заняты семьей и работой. У них остается меньше времени для друзей, и их дружба может носить менее глубокий характер. Однако, к концу периода взрослости начинают формироваться чрезвычайно сложные и многомерные отношения. На этом жизненном этапе люди начинают ценить индивидуальные, неповторимые черты своих друзей. Возможно, это является результатом личностных изменений, происходящих во взрослом возрасте. Возможно, что по мере того, как люди познают тонкости своего собственного характера, они начинают ценить подобные качества других больше, чем в молодости (58, с.421).

Людям взрослого возраста, привыкшим к определенному образу жизни, особенно трудно переносить последствия развода. Новые финансовые и социальные обстоятельства, возникающие в результате развода, могут быть мучительными для людей среднего возраста. Разрушение брачных отношений, как в результате развода, так и в связи со смертью одного из супругов, является травмирующим, стрессогенным событием. Часто утрата близких отношений связана с чувством скорби и душевной горечи, даже когда отношения не были счастливыми. У бывших супругов появляются запоздалые сомнения насчет того, стоило ли им разводиться. В это время происходит нарушение обычного хода жизни и привычного порядка. Появляются желанные или нежеланные независимость и автономия, а иногда наступает полное одиночество.

Перейти к новому образу жизни после развода одним людям удается легче, чем другим. Для некоторых развод является желанным облегчением и приносит свободу от ограничений, обязанностей и душевного смятения. У недавно разведенных мужчин и женщин наблюдается более высокий уровень алкоголизма, соматических заболеваний и депрессии, что иногда является прямым результатом изменений, произошедших в их жизни после развода. Большинство разведенных справляются со своими проблемами через 2-3 года после окончательного разрыва. Они снова обретают ощущение благополучия (35, с.106).

Период взрослости – это время реализации долгосрочных профессиональных целей, корректировки развития карьеры, разочарований в работе; это период, когда связанный с работой стресс может достичь максимального уровня.

В процессе развития взрослых людей могут меняться их установки, профессиональные потребности и цели. Большинство людей редко меняют профессиональную деятельность коренным образом. Однако, в наше время считается необычным, когда кто-то начинает и заканчивает свою профессиональную жизнь на одном рабочем месте или в рамках одной должностной вертикали. Это особенно верно для женщин, которые прервали работу на 10 и более лет в связи с воспитанием детей. В этот период они готовы направить свою энергию на другой вид продуктивной деятельности. Именно на работе женщины могут реализовать свои возможности и сформировать значимые, дающие им поддержку отношения (14, с.167).

Взрослые люди, переживающие главные жизненные переходы, с наибольшей вероятностью совершают коренные изменения своей профессиональной карьеры. Левинсон обнаружил, что в период от 40 до 50 лет у людей может происходить перемена ценностей и целей, что заставляет их задуматься и об изменении течения своей карьеры. Левинсон считал, что это изменение происходит как "повторное появление мечты": стремлений, идеалов и целей своей юности. Исследования показывают, что взрослые наилучшим образом преодолевают этот период переоценки, если они привыкли систематически и реалистично оценивать свои способности, а также плюсы и минусы их профессиональной позиции (14, с.170).

Люди периода взрослости играют роль связующего звена между младшим (чаще всего, их детьми) и старшим поколениями (их стареющими родителями). По мере того, как достигшие середины жизни люди приспосабливаются к своим меняющимся ролям в этих отношениях, они часто приобретают новое видение своей собственной жизни. Теперь они становятся поколением, которое отвечает за организацию и проведение работ. Эта новая ответственность влечет за собой некоторое подведение итогов. Они могут сожалеть о том, что не достигли каких-то целей, а какие-то дела так и остались незавершенными; возможно, им придется признать, что ряд планов так и останется планами. Взрослые люди должны жить настоящим в большей степени, чем любая другая возрастная группа. Молодые могут смотреть вперед, старики - оглядываться назад, но люди среднего возраста, обремененные обязательствами по отношению к двум поколениям и по отношению к самим себе, должны жить "здесь и сейчас". Они выступают в роли хранителей семьи. Именно они поддерживают семейные традиции, отмечают достижения, хранят семейную историю, собирают семью на праздники и поддерживают связи с теми ее членами, которые живут далеко, таким образом, сохраняя целостность семьи.

Страницы: 1 2 3 4

Также по теме:

Психология усвоения иностранного языка у старшеклассников – билингвистов
Эффективность обучения иностранному языку в школе в большой степени зависит и от того, насколько его методы и приемы ориентированы на возрастные особенности учащихся. В интересах дела необходимо не просто знать и четко различать сильные и ...

Интегративное заключение
В результате исследования личности при помощи анализа результатов расширенной автобиографии, индивидуально-типологического опросника Л.Н. Собчик, а также использование теста Люшера, было выявлено следующее. Обследуемая К., 22 года, замуж ...

Анализ и интерпретация полученных данных
Методика А.А. Реана, В.А.Якунина определяла эффективность следующих типов мотивации: 1) Стать высококвалифицированным специалистом; 2) Получить диплом; 3) Успешно продолжить обучение на последующих курсах; 4) Успешно учиться, сдавать экза ...