Возрастные и психологические особенности агрессии детей

Статьи по психологии » Изучение агрессивности младших подростков » Возрастные и психологические особенности агрессии детей

Понимание агрессии ребенка по-своему специфично и исходит из чувства неудовлетворенности

по поводу невозможности реализации элементарных потребностей (в пище, свободе движений и т. д.).

С возрастом агрессивная реакция усложняется, приобретая характер действия, основанием которого служит личностный (коммуникативный) компонент, слагающийся из динамичного взаимодействия формирующихся эмоционального и когнитивного полей. С возрастом происходит также смена форм агрессии: частота простого физического нападения уменьшается за счет роста более "социализированных" форм таких, как оскорбление или соперничество.

Здесь следует отметить существование половозрастных различий в способах выражения агрессивности мальчиками и девочками 11-ти-15-ти лет. Так было обнаружено, что девочки используют в основном непрямые способы агрессии в отличие от мальчиков, прибегающих к прямым способам агрессивного поведения. Выявлено, что способность к использованию непрямых способов агрессии формируется у девочек к 11-летнему возрасту. А в целом в возрастной группе 11 лет дети наиболее высоко оценили себя по уровню агрессии. Вышеизложенное подтверждается данными экспериментальных исследований. В частности, изучалось влияние социализации на соотношение вербальной (замечания, выговоры, угрозы, сплетни, оскорбления, обвинения, критика) и физической (нападения, драки) агрессии детей различного возраста. Данные свидетельствуют, что у младших школьников соотношение форм выражения агрессии прямо противоположно: у мальчиков преобладает физическая агрессия, в то время как у девочек вербальная. Позднее у мальчиков младшего подросткового возраста тенденция изменяется: вербальная агрессия становится доминирующей, и, кроме того, они чаще прибегают к словесному способу выражения негативных чувств, чем девочки того же возраста. Вместе с тем отмечается и одна примечательная особенность поведения подростков: с возрастом агрессивность детей все больше приобретает враждебную окраску.

О. И. Шляхтина показала, что агрессивность подростка определяется его статусом в группе. Наиболее высокий уровень агрессии наблюдается у лидеров и отверженных. Лидеры с помощью агрессивных действий укрепляют свое первенство, а отверженные группой проявляют неудовлетворенность своим положением.[66] Изменение характера референтной группы или ценностей и норм в прошлой группе создавало условия, побуждающие к изменению нравственных оценок. Подавление инициативы, особенно в детстве, делает освоение культуры, формирование зрелого нравственного чувства невозможным, оставляя человека не включенным в свою общественную среду, одиноким среди людей, отгороженным от них. Это предопределяет неприспособленность, беспомощность и болезнь. Таким образом, отсутствие в обществе инициативы, индивидуальности делает такое общество антагонистичным человеку, а человека оставляет инфантильным, обиженным на людей, на общество, потребителем, не участвующем в общественном процессе. Если оценивать влияние полового (гендерного) фактора, то подростки (мальчики) демонстрируют более высокий уровень прямой и физической агрессии, а подростки (девочки) — косвенной и вербальной. Как подчеркивают многие специалисты, систематическое агрессивное поведение детей больше обусловлено биологическими факторами (мужской пол, темперамент, перинатальная энцефалопатия) и преимущественными нарушениями в эмоционально-волевой сфере, а также ранней социальной депривацией. Напротив, систематическая физическая агрессия детей подросткового возраста сильнее связана с неблагоприятным микросоциальным окружением (негативная роль отца, родительская агрессия, стиль воспитания), в то время как биологические факторы играют второстепенную роль. Наиболее значимыми показателями риска агрессии у подростков мужского пола общей популяции были микросоциальные факторы: увлечения, связанные с насилием и жестокостью, общение с ранее судимыми лицами, употребление психоактивных веществ, родительская агрессия. При этом защитным фактором, тормозящим развитие агрессивного поведенческого стереотипа, являются такие личностные характеристики, как застенчивость, нерешительность, повышенная тревожность. У девочек преобладают биологические факторы риска. Агрессивные девочки отличались раздражительностью, обидчивостью; имели в анамнезе черепно-мозговые травмы и признаки раннего органического поражения головного мозга, часто предъявляли жалобы соматического и неврозоподобного характера; имели отклонения в полоролевом поведении. Одним из факторов риска повышенной агрессивности девочек был возрастной период 12-15 лет. Физическая агрессия девочек значительно чаще направлена на противоположный пол и членов семьи, провоцировалась оскорблением или угрозой изнасилования, часто сочеталась с аутоагрессией и смещенной агрессией. У мальчиков физическая агрессия достоверно чаще направлена против лиц своего пола, незнакомых прохожих и мотивировалась желанием поддержать самооценку и статус среди сверстников.

Также по теме:

Выбор методов и методик для изучения готовности ребёнка к школьному обучению
Готовность к школе – сложный целостный феномен, характеризующий психофизическое состояние будущего школьника в целом. Среди ее различных психологических параметров наибольшее значение имеют: сформированость важнейших познавательных процес ...

Методика диагностики коммуникативной установки
Методика позволяет диагностировать негативную коммуникативную установку. Методика представляет собой список из 25 суждений, относительно которых необходимо выразить свое согласие или несогласие. Содержит шкалы: · завуалированная жестокос ...

Фрейд о голосе и звуке
З. Фрейд отводит голосу важную роль в развитии ребенка. В работе «Очерк психологии» (Freud S., 1895, S. 410, 426, 457) он отмечает, что крик служит чисто моторной разрядке внутреннего разряжения, происходящей по рефлекторной схеме. Данный ...