Основные психологические характеристики периода взрослости
Несмотря на то, что взрослость занимает две трети человеческой жизни, – это наименее изученный возрастной период.
В технологически развитых обществах нет четких признаков вступления во взрослость, таких как обряды посвящения в примитивных обществах. Согласно Ф. Арьесу, на протяжении многих веков считалось, что младенцы, дети и взрослые различаются только в количественном или физическом отношении; в младенцах видели всего лишь пропорционально уменьшенных взрослых, которым нужно было просто достичь своих нормальных размеров. Лишь в XVII— XVIII вв., с возникновением современных понятий детства, семейного воспитания и школьного обучения, началось разграничение детства и взрослости.
Взрослость чаще всего делят на 3 части – раннюю, среднюю и зрелую (или позднюю) взрослость. Критерии для определения возрастных границ каждой подстадии выбираются в зависимости от того, что интересует исследователей: хронологический возраст или возраст, с которого человек несет юридическую ответственность за преступления (определяемый количеством лет с момента рождения), функциональный возраст (как объем и уровень знаний и навыков), экзистенциальный возраст (на сколько лет чувствует себя человек) или другие меры, такие как скелетный возраст, гормональный возраст, эмоциональный возраст, социальный возраст, моральный возраст и т. д. (22, с.74)
Подход к развитию взрослых в перспективе времени жизни основан на наблюдении, что на всем протяжении человеческой жизни имеет место единство стабильности и изменений. В противоположность этому, традиционный подход заключается в том, что значимое развитие, измеряемое "положительными приращениями", заканчивается примерно к 20 годам; наступившая взрослость представляет собой длинное плато, а развитие, характеризуемое "отрицательными приращениями", типично для остатка жизни (19, с.108).
В общем, хотя связанные с развитием изменения в период взрослости носят более постепенный и менее последовательный и закономерный характер, чем изменения, происходящие на начальном и заключительном этапах человеческой жизни, они столь же важны для непрерывно продолжающегося роста, независимо от того, приносят ли они радость и удовлетворение или одно расстройство. По-видимому, изменение является естественным состоянием души, тела и Я человека.
Чтобы лучше разобраться в психологических особенностях взрослого возраста рассмотрим биологическое развитие людей в этот период жизни. Как известно, мышцы, скелет и внутренние органы достигают максимума своих возможностей в середине третьего десятилетия жизни, за исключением вилочковой железы и головного мозга. Вилочковая железа и др. ткани лимфоидного типа – важнейшие компоненты системы борьбы организма с болезнями и стрессом – достигают максимального роста перед наступлением отрочества и непрерывно уменьшаются на протяжении всей остальной жизни. Вероятно, существует экстренная потребность в развитии способности иммунной системы противостоять стрессу на ранних этапах жизни. Другие жизненно важные органы начинают стареть примерно в 40 лет. Начиная с ранней взрослости, происходят медленные, почти незаметные возрастные изменения. Эти постепенные ухудшения становятся более заметными после 30 лет в таких функциях, как время реакции, физическая сила и работа сердечно-сосудистой системы, тогда как ослабление других физиологических функций, таких как зрение и слух, не дает о себе знать практически до 50-летнего возраста. В течение взрослости и старости происходит почти линейное снижение большинства физиологических функций со скоростью около 1% в год. Однако, регулярные физические упражнения и правильное питание, по-видимому, все же способствуют долголетию, благополучию и сексуальной активности (27, с.95).
Также по теме:
Стремление и превосходству
Как уже было отмечено, Адлер полагал, что чувство неполноценности является источником всех устремлений человека к саморазвитию, росту и компетентности. Но какова же конечная цель, ради которой мы боремся и которая обеспечивает меру постоя ...
Функциональный подход
Классификация имиджа, как показывают современные исследования, возможна в аспекте рассмотрения его функциональных особенностей, хотя, проще было бы его представить как классификацию, базируясь на видовых признаках имиджа. Так, имидж, на н ...
Инстинкт как условие и продукт филогенетического развития личности
Под инстинктами обычно разумеют действия или более или менее сложные акты поведения, которые появляются сразу как бы готовыми, независимо от выучки, от индивидуального опыта, будучи наследственно закрепленным продуктом филогенетического р ...

Разделы