Понятие о психосоматических расстройствах
Обследованы 900 больных с различными психосоматическими заболеваниями. Показано, что ведущим механизмом развития патологии является формирование (через этап психосоматических реакций) моно- и полисистемных психосоматических циклов, ответственных за образование первичных и вторичных психосоматозов в рамках единого психосоматического континуума. На фоне невротической депрессии вначале формируется первичный психосоматоз, при этом происходит количественное увеличение психосоматической патологии в рамках единой пораженной системы. По мере трансформации моносистемного психосоматического цикла в полисистемный формируется вторичный психосоматоз, включающий психосоматическую патологию других органов и систем.
Психосоматическим реакциям, отмечавшимся у 153 (18,9%) больных, были свойственны чаще незначительная степень выраженности вегетососудистых проявлений в пределах одного органа или системы, продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов с критическим возникновением и возвращением к норме, без подтверждения параклиническими методами изменений со стороны "пораженных" органов и систем. [42,44]
Динамика психосоматической патологии у большинства обследованных характеризовалась трех — этапностью. Первый этап — постепенное нарастание частоты и степени выраженности, функциональных вегетососудистых проявлений от оформления эмоциональных реакций с фиксацией и переходом в психосоматические реакции; второй этап — развитие психосоматического состояния, отличающегося большей степенью выраженности и устойчивости аффективной и соматической симптоматики подтверждавшейся частично параклинически, и третий этап — становление психосоматического заболевания. Одномоментное возникновение ПС заболеваний (пептической язвы желудка и др.) отмечалось редко.
У всех обследованных больных, по данным Смулевича А.Б. выявлены депрессивные расстройства, невротического уровня, характеризовавшиеся незначительно выраженными подавленностью настроения и аффектом тоски (скука, уныние, грусть, печаль), астеническими (усталость, вялость, утомляемость, раздражительность, настроенность на конфликт, гиперестезия), тревожными (внутреннее беспокойство, напряжение, тревога, страхи), а также в некоторых случаях невыраженными истерическими, сенестопатическими и ипохондрическими проявлениями.
Современные условия жизни семьи и школы, актуализирующие для большинства членов общества, независимо от их возраста, проблему выживания, оказывает существенное влияние на развивающуюся личность подростка. Воплощение в личности этого влияния опосредуется внутренними условиями психического развития, к которым, прежде всего, следует отнести особенности самой личности, уже сформировавшейся на предшествующих этапах развития. Личность подростка, находящегося на пороге зрелости, обладает психическим механизмом отражения трудностей жизнедеятельности, с которым связано ожидание и предвосхищение жизненных проблем, их оценка и сопоставление с собственными возможностями их преодоления, эмоциональные переживания трудных для личности событий жизни, а также оценка их последствий. Эти механизмы тесно связаны с мотивами деятельности и с самооценкой личности. Они активно участвуют в целеполагании, в формировании задач, в мобилизации сил и средств для их решения. [26,31]
Также по теме:
Роль религиозных верований в развитии цивилизации
Преобладающее влияние религиозных верований. -- Они всегда составляли наиболее важный элемент жизни народов. -- Большая часть исторических событий так же, как политические и социальные учреждения, проистекают из религиозных идей. -- С нов ...
Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый период жизни составляет переходный этап между детством и зрелостью. Границы подросткового возраста в современной отечественной медицинской, педагогической, психологической, социологической и юридической литературе понимаются ...
Анализ результатов исследования
Обработка и интерпретация результатов исследования депрессивности с помощью шкалы депрессии SCL-90:
Полученные данные (результаты представлены в табл.1) говорят о том, что хотя истинное депрессивное состояние у студентов не обнаружилось, ...
Разделы