Практические рекомендации по коррекции и профилактики агрессивного поведения у младших подростков

Статьи по психологии » Изучение агрессивности младших подростков » Практические рекомендации по коррекции и профилактики агрессивного поведения у младших подростков

Страница 7

Для выявления взаимосвязи между уровнем агрессивности и социальным статусом индивида в подростковых группах была проведена социометрия. Сравнительный анализ средних значений агрессивности мальчиков и девочек с повышенным уровнем агрессивности показывает, что у мальчиков и девочек индекс агрессивности превосходит индекс враждебности. При этом индексы агрессивности мальчиков и девочек практически равны, а индекс враждебности девочек превалирует над индексом враждебности мальчиков. По отдельным шкалам агрессивности и враждебности значимые различия наблюдаются в раздражительности. Степень враждебности, обиды девочек превосходит степень враждебности, обиды у мальчиков. Так же степень выраженности подозрительности девочек превалирует над степенью выраженности подозрительности мальчиков.

По остальным шкалам различия незначительны. Таким образом, анализ средних значений агрессивности позволяет утверждать, что у этой категории испытуемых агрессивность более выражена, чем враждебность, при этом мальчики и девочки агрессивны практически одинаково, а враждебность больше у девочек. При этом девочки более обидчивы, подозрительны и раздражительны.

Вместе с тем наблюдается опосредованная физической агрессии положительная корреляционная связь индекса агрессивности с результатами проективной методики «Рисунок несуществующего животного». Следует отметить, что успеваемость отрицательно коррелирует с методикой «РНЖ». Данное обстоятельство позволяет утверждать: непосредственным и единственным психологическим коррелятом агрессивности у девочек с повышенным уровнем агрессивности является вербальная агрессия.

Таким образом, агрессивность у девочек с повышенным уровнем агрессивности следует корректировать посредством снижения вербальной агрессии. Прослеживаются следующие непосредственные положительные корреляционные связи на статистически значимом уровне между индексом враждебности, обидой и подозрительностью. Враждебность высоко коррелирует с подозрительностью и с обидой, т.е. чем выше обида и подозрительность, тем больше враждебность девочек с повышенным уровнем агрессивности. При этом индекс враждебности девочек превалирует над индексом враждебности у мальчиков, а индекс агрессивности превалирует у мальчиков. Таким образом, освобождая девочек с высоким уровнем агрессивности от чувства обиды и подозрительности, можно снизить уровень враждебности у них.

Анализ средних значений агрессивности подростков с нормальным уровнем агрессивности позволяет утверждать, что в норме у подростков индекс враждебности меньше индекса агрессивности, при этом девочки более подозрительны, а мальчики более склонны к физической агрессии. Степень выраженности физической агрессии мальчиков превосходит степень физической агрессии девочек. Прослеживаются связи между индексом агрессивности и вербальной агрессией, т.е. агрессивность мальчиков с пониженным уровнем агрессивности реализуется через вербальную агрессию. Данное обстоятельство наводит на мысль, что с целью снятия агрессивного напряжения у мальчиков необходимо продумать коррекционные упражнения, где есть возможность проявления вербальной агрессии, следовательно враждебность у мальчиков с повышенным уровнем агрессивности можно корректировать через снижение обиды, межличностной тревожности и подозрительности.

Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения подростка на начальных этапах подразумевает индивидуальную работу, являющуюся более эффективной. Параллельно, необходимо начинать работу с семьёй. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Также по теме: