Причины агрессивности, ее виды и механизм действия Основные теоретические подходы
и уверенностьв своих поступках отличает личность агрессора. Исследования подтвердили предположение о том, что чувство стыда
напрямую связано с гневом и агрессией: чем чаще люди испытывают чувство стыда в процессе взаимодействия с другими, тем выше их склонность к гневу и агрессивному реагированию.
В качестве аффектирующих психологических характеристик обычно рассматриваются также предвзятость атрибуций враждебности -
тенденция усматривать враждебность в чужих действиях и убежденность индивидуума в том, что он в любой ситуации остается хозяином своей судьбы (локус контроля
). О.Хухлаева, беря за основу стиль поведения в конфликте, выделяет следующие виды агрессивности детей:
1. Защитная. Возникает тогда, когда при наличии у ребенка активной позиции закрепляется страх перед окружающим миром. Основная функция агрессии в этом случае - защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным.
2. Деструктивная. Если у ребенка в раннем возрасте отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в активном варианте у него появляется деструктивная агрессивность.
3. Демонстративная. Возникает не как защита от внешнего мира и не причинение вреда кому-либо, а как желание ребенка обратить на себя внимание.
Рассматривая проявления агрессивности у детей в рамках традиционных условий воспитания, в условиях их обычной жизни, прежде всего отмечают ту пагубную роль агрессии, которую она играет в становлении личности, превращая ее либо в потенциального агрессора, либо в потенциальную жертву всех настоящих и будущих конфликтов. Менее заметно, но не менее пагубно деформирующее влияние агрессии на общее развитие всех высших психических функций. Более грубые нарушения обнаруживаются, как правило, в специфических заболеваниях: дефектах речи, нарушениях работоспособности, аллергиях, бронхиальной астме, энурезе и т. п. [65] В целом же собственные агрессивные проявления или же постоянное ожидание подобного от окружающих ограничивают активность ребенка, усиливают его тревожность, формируют заниженную или компенсированную самооценку. Неслучайно агрессивных детей, равно как и детей, постоянно опасающихся агрессии, относят к группе детей с аффективным поведением, к группе риска.
Также по теме:
Провоцирование
ситуативного поведения
Эффект соотнесения с контекстом.
«…люди более мотивированы избежать известных потерь, чем добиться эквивалентного этим потерям выигрыша» (24).
Итак, если есть ситуация, где человеку приходиться выбирать делать ли ему что-то или нет, то ...
Применение сказок при коррекции различных психических отклонений у
дошкольников
Работая с «особыми» детьми, все педагоги и психологи сталкиваются с проблемой отсутствия конкретной программы обучения и воспитания детей с тяжелой степенью умственной отсталости и другими формами психических отклонений. Существующие прог ...
Внутриутробное развитие плода с точки зрения психологии
Многие черты характера будущего человека формируются в процессе внутриутробного периода, ибо новорожденный к моменту своего появления на свет уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени определяют направления его дальнейшего ...
Разделы