Причины агрессивности, ее виды и механизм действия Основные теоретические подходы

Статьи по психологии » Изучение агрессивности младших подростков » Причины агрессивности, ее виды и механизм действия Основные теоретические подходы

Страница 3

Второй и намного более сильной и устойчивой детерминантой агрессии является провокация

. Что касается физической провокации, то большое количество экспериментов указывают на то, что люди отвечают ударом на удар и контратакой на атаку. Более того, зачастую агрессивная реакция возникает при одном только предположении о том, что у другого человека имеются какие-то враждебные намерения, независимо от того, выражается ли это в прямых действиях «недоброжелателя» или нет. Что касается вербальной провокации, то существующие данные позволяют утверждать, что ответной реакцией на оскорбления, издевки и подобные им провокации зачастую оказывается физическое нападение. В результате инциденты, начавшиеся с перебранки, нередко переходят в фазу прямого насилия. Люди, как правило, стремятся «дать сдачи», чтобы предупредить возможность возобновления нападок или не показаться окружающим «проигравшими» или беспомощными жертвами. Жертвы должны обладать мотивацией избежания подобного с собой обращения.[10]

Характеристики объекта

агрессии, в особенности его пол и раса, также являются мощными детерминантами агрессивной реакции.

По всей видимости, весьма мощным «посылом к агрессии» являются «сторонние наблюдатели»

. Во-первых, они могут подогревать либо, наоборот, подавлять агрессию прямыми действиями (например, давая участникам конфликта вербальные рекомендации). Во-вторых, сходный эффект может быть вызван просто самим фактом их присутствия на месте действия. В частности, присутствие посторонних может усиливать прямую агрессию, если агрессор полагает, что его действия вызовут одобрение со стороны наблюдателей, и подавлять ее, если агрессор опасается, что его действия вызовут неодобрение или порицание.

Повышению вероятности возникновения агрессии способствуют некоторые внешние особенности среды

или ситуации - средовые стрессоры.

Берковиц выделил следующие факторы, влияющие на вероятность того, что наблюдение насилия в масс-медиа (кино, видео и т.д.) будет способствовать агрессии: 1. Увиденное кажется наблюдателю проявлением агрессии. 2. Зритель отождествляет себя с агрессором. 3. Потенциальный объект агрессии ассоциируется с жертвой агрессии в фильме. 4. Наблюдаемые события должны выглядеть «реальными» и быть захватывающими. [6]

Такие внешние факторы, как например, шум, усиливая возбуждение, может способствовать возрастанию агрессии; теснота (скученность) также способна спровоцировать агрессию. Наблюдения показывают, что агрессивные реакции усиливаются и в том случае, когда в воздухе содержатся некоторые загрязняющие агенты (например, сигаретный дым, неприятные запахи).

Несмотря на то, что во многих случаях ситуационные (внешние) факторы оказывают на агрессию большое воздействие, можно выделить различные черты личности, психофизиологические особенности человека

, связанные с проявлениями агрессии. Во многих случаях мощными детерминантами агрессии могут являться некоторые устойчивые характеристики потенциальных агрессоров — те личностные черты, индивидуальные установки и склонности, которые остаются неизменными вне зависимости от ситуации.

Раздражительность

(устойчивая тенденция обижаться даже на минимальную провокацию) и эмоциональная чувствительность(устойчивая тенденция, свойственная некоторым индивидам, ощущать себя некомпетентными и испытывать дистресс в ответ на самые умеренные фрустрации) являются чертами личности, способной на агрессию.

Так как страх или тревога сдерживают агрессию, люди, склонные к подобным реакциям — наиболее остро чувствующие опасность, — зачастую проявляют меньшую агрессивность: иначе говоря, индивиды с высоким уровнем тревожности имеют тенденцию ожидать наказания или, по крайней мере, социального неодобрения за свое участие в выступлениях против других. Часто причины уязвимости лежат в собственном отношении этих людей к жизни. "Жертвенный" стиль поведения формируется с детства как особенность характера. В поведении преобладают покорность, непереносимость одиночества, поиск новых отношений как источника интереса и самоутверждения. В обыденной жизни для таких людей более естественно быть ведомыми. Они легко полагаются на лидера и в критических ситуациях предпочитают следовать советам других. В сфере эмоций у них доминируют чувство неуверенности в себе, тревожность, страх и, отсюда, чрезмеренная потребность в любви, поддержке, защите. Они часто ощущают себя неловко, скованно, зажато, беспомощно. Эти люди боятся потерять поддержку или одобрение. Они склонны излишне романтизировать взаимоотношения с другими людьми, при этом думая о собственной малоценности, предпочитают одного человека большому количеству людей, преданность, подчиняемость и служение ему, привязанность к нему, испытывают дискомфорт при разлуке с ним, боязнь разрыва отношений. И при этом они часто убеждены в том, что успехи или неудачи зависят, в основном, от таких внешних сил как везение, счастливый случай, судьба. Таким образом, низкая тревожность, отсутствие чувства страха

Страницы: 1 2 3 4

Также по теме:

Основные направления исследования психологии предпринимательской деятельности в России
В последние годы ученые самых разных профессиональных направлений (экономисты, философы, психологи, социологи и др.) уделяют серьезное внимание развитию теории предпринимательства, его сущностным характеристикам, роли в экономическом разв ...

Воля
Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это - способность человека, которая прояв­ляется в самодетерминации и саморегуляции им свое ...

Детско-родительское взаимодействие в семьях детей с симптомами дефицита внимания
Сегодня синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) входит в число наиболее «популярных» расстройств, как по оценкам специалистов, так и среди родителей. Практически во всех работах, посвященных данному вопросу, рассматривается воп ...