Психологические концепции сознания 18-19 вв.

Статьи по психологии » Измененные сознания » Психологические концепции сознания 18-19 вв.

Страница 1

Знаменательно, что именно в 18 столетии, в Веке Разума, произошло второе рождение древних и эзотерических методов врачевания, вхождения в трансовые и измененные состояния сознания, оказавшихся теперь в центре всеобщего внимания.

Особый вклад в развитие концепции сознания связан с нетрадиционными и новаторскими для своего времени психотерапевтическими методами к 18-19 вв.

Франц-Антон Месмер, практикующий гипноз ("Животный магнетизм") психотерапевт 18-го века одним из первых осмелился сделать сознание и психику объектом непосредственного экспериментального исследования. Согласно Месмеру, психические и психоматические заболевания вызываются неравномерным распределением в организме так называемого "флюида"; воздействуя на больного и вызывая конвульсивные кризы, гипнотизер ("магнетизер") добивается гармоничного перераспределения флюида, что и ведет к излечению. Месмер, кроме того, открыл и тщательного исследовал так называемые состояния сомнамбулизма у своих пациентов. Он отмечает, что, выходя из гипнотического транса, пациент удивительным образом теряет память о том, что с ним за это время произошло. В самом же состоянии сомнамбулизма пациент оказывается способным говорить, ходить, совершать те или иные поступки. Отсюда и название этого странного и до сих пор малоизученного психологического явления – "магнетический сомнамбулизм" (в отличие от естественного сомнамбулизма, спонтанно возникающего у некоторых людей). Однако сам Месмер был в большей мере ориентирован на физиологическое объяснение наблюдаемых им явлений и поэтому не уделил должного внимания их психологической разработке. Однако его последователи пошли дальше в вопросах экспериментального изучения необычных явлений сознания.

Среди открытых и исследованных ими психических феноменов можно выделить следующие: амнезия, ясновидение, ярко выраженное перевоплощение в другое лицо, улучшение способности к запоминанию, обострение чувств, многообразные формы галлюцинаций, способность излечивать себя и других и др. [4, с.120].

В различные периоды 19-го века исследователи попеременно сосредоточивали свой научный интерес то на наблюдениях, то на терапии, выводы теоретические следствия из обеих форм своей деятельности. До 1889 года в основном преобладал интерес к тому, как на бодрствующее сознание воздействуют бессознательные влияния. Затем в центре внимания оказались личностные изменения и их объяснение ослаблением внимания (понимаемым как особого рода диссоциация). После открытия случаев чрезвычайно редкого и своеобразного психического заболевания, получившего название "множественная личность", с особым вниманием начинают изучать феномены раздвоения личности. Интересно заметить, что среди психиатров того времени эта тема стала средоточием всеобщего интереса, почти манией. Новые психологические знания о тонком и сложном механизме раздвоения личности дает изучение феномена внушения, переносящего сознание пациента в его прошлое.

Законы ассоциации идей, которые вслед за английскими психологами столь часто и порой неверно использовались для объяснения всей совокупности психических явлений, оказываются в данном случае недостаточными. Дело в том, что они не способны объяснить нам, какие конкретные скрытые от сознания психические механизмы не позволяют хранящимся в психике воспоминаниям оживать по ассоциации с новыми впечатлениями.

Страницы: 1 2

Также по теме:

Имиджмейкер
Имиджмейкер – это творец, создатель, производитель имиджей. Теоретически, имиджмейкер – исключительно автор и разработчик оптимальной модели, под которую подгоняется прообраз имиджа. На практике, одновременно, он является еще и реализатор ...

Конституциональная теория темпераментов.
Несмотря на то, что некоторые исследователи считают гуморальную теорию наивной, надо подчеркнуть, что Гиппократ первым понял психосоматичное единство индивида, то есть единство души и тела. Надо также отметить, что Гиппократ был материали ...

Психологические воззрения Ибн Рушда
Велико его влияние на философскую мысль западной Европы. Аверроэс считается автором самых глубоких комментариев к сочинениям Аристотеля, которые помогли ознакомить Европу с античной мыслью. Он дал новую трактовку Аристотелевского учения о ...