Эстетика сектантов

Страница 5

После радения устраивается общая трапеза: угощение чаем и закуской. В современной хлыстовской общине, носившей конспиративное название «Сад», подобные трапезы совершались и в начале собрания для придания радению видимости семейных и дружеских встреч. Собрание обычно начиналось с обеда: за накрытым столом с разнообразной закуской рассаживались мужчины и женщины в белых рубашках. Пророк поднимался с места и начинал читать проповедь, говоря о мирской суете, о спасении души, о бренности земного существования, о грехе. После проповеди все присутствующие рассаживались вдоль стен и начинали петь, сначала медленно, тихо, протяжно, затем громче и громче. Пение постепенно вводило присутствующих в состояние духовного веселья. В ритм песен верующие пристукивали ногами, хлопали руками. С ускорением ритма начиналась всеобщая пляска — хождение в духе. Как бы сам собой образовывался круг, в середину которого входил пророк. Постепенно темп движения нарастал. Иные приходили в исступление, другие падали в обморок: на них якобы снизошла благодать. Такие обеды устраивались по самым разным поводам.

То

по случаю смерти родственника, то по случаю дня рождения члена семьи и т. п. Весной проводилось главное, так называемое годовое, радение.

О том, какие чувства приходится переживать верующему-пятидесятнику во время молений и после них, подробно рассказала журналистка В. Шапошникова в рассказе «Вырвалась»: «Сначала все слушают проповедь, молятся, а потом начинают вскрикивать, трястись и биться об пол. Рвут на себе одежду, стенают, теряют человеческий облик. И что страшно, гляжу я на них и чувствую, как сознание мое мутнеет, неведомая сила кружит, захватывает, и страх, и волнение, и куда-то несет, несет. И кричишь от ужаса. А потом уже ничего не сознаешь, только кружит и кружит, и бьешься об пол, о стенку, хочется еще сильнее биться, чтобы заглушить стыд и ужас. А потом, когда проходит это состояние, чувствуешь, как внутри все выжали, вытоптали. Пустота. И сил нет ни думать, ни двигаться. Всю неделю живешь, как в тумане, а потом опять начинаешь готовиться и уже ждешь этого дня, как свидания»,

Главную роль здесь играет взаимовнушение. Взаимовнушение во время коллективных молений поднимает экзальтированные чувства верующих до необычайного напряжения, никогда не испытываемого при иных условиях. В результате верующие в общей молитве как бы сливаются в одно целое, имеющее одни и те же чувства, переживания, живущее одними мыслями, произносящее одни и те же возгласы, повторяющее одни и те же жесты и телодвижения. Все это непонятно для рядовых верующих и часто представляется им действительным общением с Богом. Полученные во время собраний иллюзорные радости и наслаждения в последующем становятся столь притягательными для отдельных членов общин, что они готовы преодолевать любые препятствия и расстояния, чтобы попасть на моления, где они могут снова испытать подобные переживания.

Все обряды секты хлыстов имеют строгое назначение: внушать верующим страх Божий. «В страхе, трепете, молчании надо жизнь проводить» — такова одна из заповедей, определяющих поведение каждого верующего. Для осуществления этой цели разработана целая система мер психического воздействия на членов секты: прежде всего это — постоянное физическое и психическое истощение членов общин, достигаемое с помощью постов, аскетического отказа от нормальной человеческой жизни, обеспечивающей культурный отдых, укрепляющей здоровье человека. Более того, обряды секты зачастую доводят верующих до такого психического состояния, когда у людей появляются слуховые и зрительные галлюцинации, которые под влиянием мистических проповедей и обрядов воспринимаются человеком как непосредственное общение со Святым Духом. Все направлено на то, чтобы специально культивировать и поддерживать особую психологическую обстановку постоянного страха, недоверия по отношению к миру, обстановку общей нервной напряженности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Также по теме:

Податливость внушению и легковерие толпы
Мы уже говорили, описывая толпу, что одним из ее общих свойств является необыкновенная податливость внушению. Мы указывали, что во всякой человеческой агломерации внушение становится заразительным, и этим объясняется быстрое ориентировани ...

Сопротивления личности подростка среде пенитенциария
Полагаем, что социальная работа с заключенными в качестве обязательной компоненты должна включать обучение конкретным приемам поведения, нацеленным на создание своего рода защитной среды личности. Необходимо целенаправленное формирование ...

Целенаправленное формирование психологического климата детского коллектива
Проблема формирования психологического климата детского коллектива (в частности коллектива школьного объединения), вызвана, прежде всего, несовпадением формальной и неформальной структур детской группы. Очевидно, что объединение, функцион ...