Эстетика сектантов

Страница 5

После радения устраивается общая трапеза: угощение чаем и закуской. В современной хлыстовской общине, носившей конспиративное название «Сад», подобные трапезы совершались и в начале собрания для придания радению видимости семейных и дружеских встреч. Собрание обычно начиналось с обеда: за накрытым столом с разнообразной закуской рассаживались мужчины и женщины в белых рубашках. Пророк поднимался с места и начинал читать проповедь, говоря о мирской суете, о спасении души, о бренности земного существования, о грехе. После проповеди все присутствующие рассаживались вдоль стен и начинали петь, сначала медленно, тихо, протяжно, затем громче и громче. Пение постепенно вводило присутствующих в состояние духовного веселья. В ритм песен верующие пристукивали ногами, хлопали руками. С ускорением ритма начиналась всеобщая пляска — хождение в духе. Как бы сам собой образовывался круг, в середину которого входил пророк. Постепенно темп движения нарастал. Иные приходили в исступление, другие падали в обморок: на них якобы снизошла благодать. Такие обеды устраивались по самым разным поводам.

То

по случаю смерти родственника, то по случаю дня рождения члена семьи и т. п. Весной проводилось главное, так называемое годовое, радение.

О том, какие чувства приходится переживать верующему-пятидесятнику во время молений и после них, подробно рассказала журналистка В. Шапошникова в рассказе «Вырвалась»: «Сначала все слушают проповедь, молятся, а потом начинают вскрикивать, трястись и биться об пол. Рвут на себе одежду, стенают, теряют человеческий облик. И что страшно, гляжу я на них и чувствую, как сознание мое мутнеет, неведомая сила кружит, захватывает, и страх, и волнение, и куда-то несет, несет. И кричишь от ужаса. А потом уже ничего не сознаешь, только кружит и кружит, и бьешься об пол, о стенку, хочется еще сильнее биться, чтобы заглушить стыд и ужас. А потом, когда проходит это состояние, чувствуешь, как внутри все выжали, вытоптали. Пустота. И сил нет ни думать, ни двигаться. Всю неделю живешь, как в тумане, а потом опять начинаешь готовиться и уже ждешь этого дня, как свидания»,

Главную роль здесь играет взаимовнушение. Взаимовнушение во время коллективных молений поднимает экзальтированные чувства верующих до необычайного напряжения, никогда не испытываемого при иных условиях. В результате верующие в общей молитве как бы сливаются в одно целое, имеющее одни и те же чувства, переживания, живущее одними мыслями, произносящее одни и те же возгласы, повторяющее одни и те же жесты и телодвижения. Все это непонятно для рядовых верующих и часто представляется им действительным общением с Богом. Полученные во время собраний иллюзорные радости и наслаждения в последующем становятся столь притягательными для отдельных членов общин, что они готовы преодолевать любые препятствия и расстояния, чтобы попасть на моления, где они могут снова испытать подобные переживания.

Все обряды секты хлыстов имеют строгое назначение: внушать верующим страх Божий. «В страхе, трепете, молчании надо жизнь проводить» — такова одна из заповедей, определяющих поведение каждого верующего. Для осуществления этой цели разработана целая система мер психического воздействия на членов секты: прежде всего это — постоянное физическое и психическое истощение членов общин, достигаемое с помощью постов, аскетического отказа от нормальной человеческой жизни, обеспечивающей культурный отдых, укрепляющей здоровье человека. Более того, обряды секты зачастую доводят верующих до такого психического состояния, когда у людей появляются слуховые и зрительные галлюцинации, которые под влиянием мистических проповедей и обрядов воспринимаются человеком как непосредственное общение со Святым Духом. Все направлено на то, чтобы специально культивировать и поддерживать особую психологическую обстановку постоянного страха, недоверия по отношению к миру, обстановку общей нервной напряженности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Также по теме:

Психология творческих способностей
Изучив литературу по данной теме, мы выяснили, что существуют три подхода к изучению возрастных закономерностей творчества, «креативности». Первый подход прослеживает связь максимальной продуктивности с возрастом на основе анализа соотве ...

Как преобразовываются искусства
Применения вышеизложенных принципов к изучению эволюции искусств у восточных народов. -- Египет. -- Религиозные идеи, от которых происходит его искусство. -- Чем стало его искусство после перенесения его к различным расам: эфиопам, грекам ...

Авторитарный тип
Очень жесткий лидер, его эмоциональный фон весьма агрессивен. Как правило, такие руководители приходят к власти через успешное преодоление многих внутренних, либо внешних барьеров. Это - борцы, закаленные в сражениях за проявления своего ...