Сопротивления личности женщины среде пенитенциария

Страница 2

Процесс гендерной социализации проходит, опираясь как на существующие в обществе гендерные стереотипы, которые дети усваивают с детства, так и на субъектный выбор личности. Процесс социализации продолжается на протяжении всей жизни человека, но базовые моменты закладываются до периода зрелости. Юность — завершающий этап первичной социализации, результатом которого являются построение Я-концепции личности и формирование первичной гендерной идентичности. Цель данной работы - изучение социальных представлений юношей и девушек о маскулинности. Мы предположили, что содержание представлений о маскулинности может различаться как у юношей, так и девушек, а также у юношей из различных социокультурных сред.

В исследовании приняли участие 184 человека от 15 до 22 лет. Согласно И.С. Кону, данные возраста соответствуют ранней и поздней юности. На этих стадиях возрастного развития общее образование дополняется специальным, профессиональным. В выборку вошли учащиеся 9 классов и студенты 3-4 курсов ВУЗов Н.Новгорода, из гуманитарных и технических классов и факультетов.

В ходе исследования использовался вариант методики «Техника рассказывания историй» и качественный метод анализа данных – «открытое кодирование». Респондентам предлагалось написать сочинение на тему «Моя встреча с настоящим мужчиной». В процессе исследования были реконструированы представления о мужественности юношей и девушек, в которых выделились 2 типа категорий: нормы мужественности, описанные Ш. Берн (норма успешности, норма антиженственности, нормы физической, умственной и эмоциональной твердости) и альтернативные категории, затрагивающие другие конструкты маскулинности (категории «стереотипно феминные черты» и др.).

В результате выяснилось, что женские социальные представления о маскулинности имеют выраженные различия по сравнению с мужскими конструктами: представители мужской гендерной группы демонстрируют более традиционную модель маскулинности (их описания в большей степени основываются на нормах мужественности Ш.Берн). Девушки при конструировании образа эталонной маскулинности чаще используют альтернативные категории, характеризуя «настоящего мужчину» как «ласкового», «нежного», «понимающего» (категория «стереотипно феминные черты»), «хорошо воспитанного и галантного», «без вредных привычек» человека (категория «воспитанность»).

Наблюдаются также различия в конструировании образа настоящего мужчины у школьников и студентов с разным типом профессиональной направленности личности. Например, юноши – гуманитарии (как школьники, так и студенты), в 2 раза чаще описывают в сочинениях внешний вид персонажей, и эти описания очень объемные и детальные (включающие фасон брюк, «запах одеколона, явно содержащего древесные нотки» и «трех или четырехдневную щетину» персонажа). Эти данные позволяют предположить о влиянии «профессиональных компетенций» на реконструкцию образа, а также об укоренении в представлениях юношей нового образа настоящего мужчины - метросексуала, транслирующего альтернативный тип маскулинности.

Наибольшее число девушек-студенток гуманитарного факультета выбрали для описания в качестве «настоящих» мужчин своих настоящих или потенциальных мужей и друзей (в совокупности 54%), а наименьшее – отца, знакомого взрослого мужчину, начальника и преподавателя (в совокупности 20%), оставшиеся сочинения посвящены воображаемому человеку, либо наблюдается отсутствие персонажа (26%). Наибольшее число девушек-студенток технического факультета выбрали для описания в качестве «настоящих» мужчин воображаемых персонажей (55%), лишь 25 % сочинений посвящены партнерам и друзьям, оставшиеся 20% сочинений – без персонажа. Такие герои как отец, знакомый взрослый мужчина, начальник и преподаватель не представлены в сочинениях данной группы девушек. Возможно, социальное экспериментирование девушек, выбравших «неженские факультеты», опирается на поиск альтернативной мужественности, которая не представлена в поведении и личностных особенностях реальных окружающих их мужчин.

Кроме того, наблюдаются возрастные различия в представлениях о мужественности. Так, девушки-школьницы по сравнению со студентками в 2 раза чаще в сочинениях описывают своих отцов. Кроме того, в сочинениях школьниц появляется новый тип героя - «принц на белом коне», являющийся, «когда его совсем не ждешь», и уносящий их на своем коне или «на белом Мерседесе» в прекрасную страну любви. Таким образом, речь идет о поляризованных стратегиях в конструировании маскулинности, обусловленном недостаточным опытом реальных отношений с какими-либо мужчинами кроме отца.

Таким образом, в социуме циркулируют различные «маскулинности», что требует дальнейших исследований как относительно общего и различного в конструировании данного социального представления, а также исследований, направленных на изучение социальных последствий конструирования того или иного образа «маскулинности» у юношей и девушек.

Страницы: 1 2 

Также по теме:

Уровень притязания самоактуализирующейся личности
Самоактуализирующаяся личность стремится к развитию, имеет высокую мотивацию развития. Она принимает свои чувства, импульсы, эмоции и желания такими, как они есть. Людям, у которых преобладает мотивация развития личности, не свойственно ...

Имиджеобразующие личностные качества
О верности или неверности подхода к определению базовых, природных свойств личности через призму различных теорий можно спорить бесконечно. Именно поэтому в исследовании особенностей создания имиджа мы решили придерживаться наиболее общих ...

Факторы деятельности, вызывающие утомление
Основным фактором, вызывающим утомление, является интегральная экстенсивностная напряженность деятельности (нагрузка). Помимо абсолютной величины нагрузки на степени развития утомления сказывается еще ряд факторов, среди которых необходим ...