Методика эмпирического исследования

Издревле человечество проявляло интерес к феномену агрессии. И в наше время агрессия является предметом активных научно-практичных исследований. Очевидно, что перед исследователем, интересующимся человеческой агрессией, открывается широкий выбор разнообразных методов и подходов. Существует два подхода:

· Экспериментальный - позволяет обрести больше уверенности при определении причинно-следственных связей.

· Неэкспериментальный - позволяет избегать любого прямого вмешательства или поощрения поведения, причиняющего вред.

Также рассматриваются различные методы для изучения агрессивного поведения:

· Опрос (архивные исследования, вербальная информация, анкеты, личностные шкалы, оценивание другими, проективные методы);

· Наблюдение агрессии (полевые наблюдения, натуральные наблюдения, межличностные конфронтации);

· Лабораторные наблюдения ("игровые" меры агрессии, измерение вербальной агрессии, прямая физическая агрессия).

В психодиагностике существует батарея тестов, направленная на выявление агрессивности:

· Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки);

· Оценка агрессивности в отношениях (тест А. Ассингера);

· 16 PF - опросник (тест Кэтелла);

· Опросник MMPI;

· Тест Люшера;

· Тест "Руки" (по Б. Бриклен, З. Пиотровски, Э. Вагнеру).

Психологи отмечают, что в наше время мало кто оказывается в состоянии реально управлять собственной агрессивностью. Научное исследование агрессивного поведения порождает ряд проблем, потому что интересующее исследователя поведение опасно. Недопустимо применять методы исследования, при которых люди могут причинить друг другу вред. Поэтому для исследования агрессии безопасным и одновременно строго научным способом разработаны методики, позволяющие изучать агрессию, не причиняя никому реального вреда.

Перед исследователем, интересующимся человеческой агрессией, открывается широкий выбор разнообразных методов и подходов, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. [35] Оптимальный метод или подход должен определяться конкретной проблемой, интересующей исследователя. Экспериментальные методики позволяют нам делать более точные выводы о причинно – следственных связях.

Цель

проведенного нами исследования состояла в изучении уровня агрессивности младших подростков, динамики агрессивности в период подросткового возраста, рассмотрение влияния уровня агрессивности на установление межличностных отношений в группе

Объект исследования

: агрессивность младших подростков.

Предмет исследования

: экспериментальное изучение уровня и вида агрессивности младших подростков.

Задачи исследования

: исследование уровня агрессивности испытуемых, выявление особенностей и выяснение причины возникновения агрессии в младшем подростковом возрасте, влияние уровня агрессивности на установление межличностных отношений в среде сверстников, взаимосвязь агрессивности и установления статусной позиции в группе, выявление особенностей и выяснение причины возникновения агрессии в младшем подростковом возрасте; выявление факторов, влияющих на подростковую агрессию, механизмы воздействия на агрессивное поведение и специфику проявления в поведении подростков; эмпирическое исследование агрессии младших подростков и разработка рекомендации по ее коррекции.

Методы исследования:

тестирование, социометрия, диагностирование, статистическая обработка данных, изучение продуктов деятельности и сравнительный анализ результатов.

Эмпирическое исследование проводилось на базе школы № 862 и №343 г. Москвы. На подготовительном этапе в ходе собеседования с педагогами было принято обследовать учащихся с агрессивными проявлениями поведения и сравнить с результатами исследования с подростками этого же возраста из другой школы. В соответствии с поставленной целью для эмпирического исследования в непосредственно экспериментальной работе приняли участие 124 подростка - учащиеся V и VI классов. Испытуемыми явились учащиеся двух 6-х классов и 5 класса школы № 862 г. Москвы в количестве 55 человек в возрасте 11-13 лет, а также учащиеся двух 6-х классов и 5 класса школы № 343 г. Москвы в количестве 69 человек.

Для проведения экспериментальной части, были подобраны следующие методики:

· Опросник Басса-Дарки

· Рисуночный тест " Несуществующее животное"

· "Социометрия"

Математическая обработка результатов измерений осуществлялась на основе анализа статистических параметров и последующего факторного анализа.

Также по теме:

Объективный и субъективный характер цели воспитания
Сформулированная обществом реальная цель воспитания носит объективный характер. Это значит, что она отражает принятые обществом ценности и направлена на воспитание необходимых обществу людей. Кроме того, при разра­ботке реальной цели восп ...

Индивидуальные особенности личности
В основе личности лежит ее структура – связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации. Способности человека определяют его успехи ...

Характеристика личностного типа сотрудника оптимально подходящего на должность оператора
Проведя анализ данных полученых в ходе наблюдения и опроса сотрудников, можно говорить о том, что личностный тип оператора Контакт-центра должен включать в себя следующие характеристики: низкий или средний уровень социальной пластичности ...