Нормы группы
Представляют собой несколько неписаных правил, определяющих, что в рамках группы допустимо, а что нет. Таким образом, нормы выступают в качестве регулятора поведения участников и задают правила взаимо-действия.
В структурированных группах с четко определенными целями нормы, как правило, задает ведущий, предлагая участникам дополнить представленный перечень.
Нормы могут касаться активности участников (например, обязательность выполнения упражнений каждым участником), временных аспектов работы (запрет на опоздания), правил поведения (не говорить о присутствующих в третьем лице), прав участников (о чем-то не говорить, просить помощи у группы). Иногда за нарушение норм назначаются санкции, которые чаще всего носят шутливый характер и способствуют развитию необходимых навыков и групповой сплоченности (например, каждый опоздавший должен сделать комплимент остальным участникам). Нормы, предлагаемые участниками группы, могут противоречить целям группы или нормам, заданным ведущим, поэтому ведущий должен разъяснить участникам свою позицию по этому поводу и не допустить принятия «неправильных» норм.
Для того чтобы нормы выполнялись, нередко приходится прилагать значительные усилия. Особенно это важно для обучающих групп, поскольку через следование нормам происходит присвоение необходимых поведенческих навыков.
В группах неструктурированных, не имеющих четко выраженных целей (например, группы встреч или Т-группы) нормы формируются участниками в процессе групповой работы. При этом наш опыт проведения «свободных» динамических групп со студентами показывает, что при выработке норм участники стараются ориентироваться на ведущего, старательно избегая ответственности за принятие каких-либо решений относительно деятельности группы.
Позиция ведущего
Определяется целями группы и личностным стилем руководителя. При этом чем более структурирован групповой процесс, тем более директивен ведущий.
Директивный стиль руководства характерен для групп поведенческого тренинга, направленных на приобретение конкретных навыков. Кратохвил описывает пять основных ролей группового психотерапевта, которые применимы и к другим направлениям групповой работы:
- лидер - открыто проявляет свою власть, оказывает постоянное воздействие на членов группы;
- аналитик - ведет себя пассивно, не проявляет себя, не выражает никаких чувств и оценок с целью формирования реакций переноса и выражения агрессивных чувств. По мере формирования и проявления необходимых реакций начинает интерпретировать поведение участников;
- комментатор - время от времени обобщает и комментирует все, что происходит в группе. Служит своеобразным зеркалом, отражающим происходящие процессы;
- эксперт - о своих чувствах не говорит, но время от времени стимулирует групповой процесс, предлагая что-либо сделать. Координирует обсуждение, вовлекает в него пассивных участников, объясняет все, чего участники не знают, и обучает тому, что они не умеют;
- аутентичная личность - ведет себя как один из членов группы, выражает свои подлинные чувства.
Роль ведущего может меняться на разных этапах существования группы в зависимости от решаемых задач.
Позиция участника
Участники группы также могут занимать разные позиции. Широко известна классификация групповых ролей Р. Шиндлера:
- лидер - побуждает группу к действиям, ведет за собой;
- эксперт - имеет какие-то знания или навыки, которые вызывают уважение, анализирует, высказывает собственное мнение;
- конформист - пассивный участник, избегающий ответственности и стремящийся остаться незаметным. Часто во всем соглашается с лидером; - аутсайдер - отстает от группы в силу слабых способностей или страха самовыражения;
- оппозиционер - противник, активно выступающий против лидера.
Роли, демонстрируемые участниками в групповом процессе, как правило, отражают реальную жизненную позицию человека. Одной из задач многих групп является расширение репертуара ролей, играемых людьми в различных жизненных ситуациях.
Сплоченность
Под сплоченностью понимается взаимное тяготение членов группы друг к другу. Это универсальное групповое явление наблюдается во всех тренинговых группах.
Также по теме:
Дефиниция «юзер» в коммуникации
Одна из тенденций современного русского языка – его расширение за счет включения все новых слов, заимствованных из английского языка, так называемых, американизмов. Проникновение в лексикон заимствованных слов – явление не новое, однако м ...
Особенности проявлений агрессивности в конфликте
Агрессия — это форма деструктивного индивидуально людского, биологического или социального поведения. Проблема детской и юношеской агрессивности в современном обществе является очень актуальной. Лишившись традиционных внешних сдерживающих ...
Понятие имиджмейкинга
В мире конкуренции (а политика реализуется только в поле выбора, мы выбираем одного депутата из нескольких альтернативных кандидатур) действующие лица заинтересованы выглядеть как можно лучше. Были проведены исследования, которые выявляли ...
Разделы