Психодиагностические методики исследования познавательных процессов в зрелом возрасте, описание методик

Статьи по психологии » Диагностика познавательных процессов в зрелом возрасте » Психодиагностические методики исследования познавательных процессов в зрелом возрасте, описание методик

Страница 1

Методики для диагностики познавательных процессов личности в зрелом возрасте [9, с. 10]:

Исследование Восприятия:

1. Методика исследования восприятия времени.

2. Тест Мюнстерберга на восприятие

Исследование Внимания:

1. Методика таблицы Шульте

2. Корректурная проба

3. Перепутанные линии

4. Отыскивание чисел с переключением

5 Методика интеллектуальная лабильность

Методики направлены на выявление особенностей основных характеристик внимания человека: переключаемости, устойчивости, объёма, избирательности.

Исследование Памяти:

1. Методика «Пиктограмма» (пиктограмма - рисуночный образ, создаваемый для опосредованного запоминания) - экспериментально-психологическая методика для изучения опосредованного запоминания, которое доминирует у взрослого культурного человека. Пиктограмма - рисуночный образ, создаваемый для опосредованного запоминания.

2.Методика «Память на числа» позволяет оценить объём непосредственной наглядно-образной памяти и степень удержания материала в памяти.

3. Методика «Воспроизведение текстов» помогает исследовать смысловую память и предоставляет материал для суждения о сообразительности человека, об особенностях его речи, внимания, уровне его общего развития.

Исследование Мышления:

Методика толкование пословиц

Методика простые аналогии

Методика сложные аналогии

Методика сравнение понятий

Методики, направленные на исследование мышления, особенностей мыслительных процессов человека - их подвижность или шаблонность, скорость, глубину, позволяют оценить характеристики основных операций мышления и процесс мышления в целом.

2.2 Результаты психодиагностического исследования, познавательных процессов личности в зрелом возрасте

Объект исследования: личность зрелого возраста.

Предмет исследования: особенности познавательных процессов личности в зрелом возрасте.

Цель исследования: исследование познавательных процессов (восприятия, мышления) личности в зрелом возрасте.

Задачи исследования:

1) анализ подходов к исследованию проблемы познавательных процессов в зрелом возрасте в научно-психологической литературе;

2) выявление и описание особенностей развития познавательных процессов в зрелом возрасте;

3) проведение психодиагностического исследования познавательных процессов личности в зрелом возрасте;

Исходя из поставленных целей и задач в исследовании, нами были использованы следующие методики:

1) Тест Мюнстерберга на восприятие

2) Методика таблицы Шульте

1. Тест Мюнстерберга на восприятие

Цель исследования: определение избирательности внимания.

Оборудование: бланк с заданием.

Инструкция: Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача просматривая строку за строкой, как можно быстрее найти эти слова. Найденные слова подчеркивайте. Время выполнения задания - 2 мин.

БЛАНК:

бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментрочягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицыфцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщхэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырплослдспектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародшлджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурсйфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлжэзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэхьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэнтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт

Оценка результатов: Методика направлена на определение избирательности внимания. Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок, то есть пропущенных и неправильно выделенных слов. В тексте содержится 25 слов.

Ключ:

бсолнцевтргщоц районзгучновостьхэьгчя фактуек экзаментроч ягшгцк прокуроргурстабюе теорияентсджэбьам хоккейтрсицы фцуйгзх телевизорсолджщзхюэлгщьба памятьшогхеюжпждргщ хэнзд восприятиейцукенгшщзхъвафыапролдб любовьавфырпл ослдс пектакльячсмитьбюжюе радостьвуфцпэждлорпк народш лджьхэшщ гиенакуыфйш репортажэждорлафывюефбь конкурс йфячыцувскапр личностьзхжэьеюдшщглоджэпр плаваниедтлж эзбьтрдщшжнпркыв комедияшлдкцуйф отчаяниейфоячвтлджэ хьфтасен лабораториягщдщнруцтргшщтлр основаниезщдэркэ нтаопрукгвсмтр психиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт

2. Методика сложные аналогии

Цель. Методика используется для выяснения того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначается для испытуемых подросткового возраста и взрослых.

Страницы: 1 2 3

Также по теме:

Основные теории изучения внимания
Внимание - сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно. ...

Многообразие подходов к определению и изучению индивидуальности
В своей книге «Психология индивидуальных различий» Егорова М.С. делает анализ двух подходов к исследованию индивидуальности. Существуют два подхода к исследованию психологических явлений. Один из них – номотетический – ориентирован на вы ...

Психологически развивающая работа на этапе первичной адаптации.
Цель развивающей деятельности на данном этапе – создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения. Достижение этой цели возможно в процессе реализации следующих задач: - Разв ...