Превентивные меры игровой зависимости несовершеннолетних

Статьи по психологии » Игровая зависимость несовершеннолетних » Превентивные меры игровой зависимости несовершеннолетних

Страница 1

В данной работе были рассмотрены лишь некоторые аспекты вопроса игровой зависимости несовершеннолетних. Выявлено, что все игры неодинаковы не только по задействованным в ее процессе психическим функциям, но и по силе и глубине своего влияния на личность человека, а также по психологическим механизмам формирования зависимости.

В этом отношении первое место по воздействию на несовершеннолетних занимают компьютерные игры, которые и представляют наибольший интерес в научных исследованиях.

При рассмотрении формирования психологической зависимости от компьютерных игр следует учитывать ее специфику - резкое уменьшение величины зависимости после прохождения "максимума", в связи с чем игровую зависимость нельзя в полной мере сравнивать с другими формами зависимостей. Уход от реальности и потребность в принятии роли - может быть не все, но основные потребности, на которых основан механизм образования психологической игровой зависимости несовершеннолетних.

Существует два основных психологических механизма образования зависимости подростков от игр: потребность в уходе от реальности и в принятии роли другого. Они всегда работают одновременно, но один из них может превосходить другой по силе влияния на формирование зависимости. Оба механизма основаны на процессе компенсации негативных жизненных переживаний, а следовательно есть основания предположить, что они не будут работать, если человек полностью удовлетворен своей жизнью, не имеет психологических проблем и считает свою жизнь счастливой.

Однако таких подростков очень немного, поэтому большинство несовершеннолетних можно считать потенциально предрасположенными к формированию игровой психологической зависимости.

Отсутствие обоснованных проработанных программ профилактики привело к стремлению внедрить в российских условиях зарубежный опыт. Вопрос эффективности зарубежных антигемблинговых программ требует специального изучения, однако даже сейчас ясно, что без учета культурологического аспекта эффективная адаптация зарубежных программ невозможна.

До сих пор в медицине и психологии отсутствует системный подход в понимании феномена негативной зависимости, поэтому узкопрофессиональное видение приводит к формированию восприятия гемблинга (игромании) как болезни, психоза, неспецифической формы личностной защиты и т.д. Вместе с тем очевидно, что речь идет о системном явлении, адекватное понимание которого позволит разработать эффективную профилактическую модель.

Центральная идея программы профилактики состоит в реализации системного психокоррекционного воздействия, направленного на укрепление психического здоровья и благополучие подростка, развитие и стабилизацию факторов личностной устойчивости и личностного роста.

Наименьшую опасность попадания в зависимость имеют подростки, обладающие следующими общими качествами:

1) самореферентность;

2) коммуникативная и социальная компетентность;

3) способность конструктивно вести себя в конфликтных ситуациях;

4) адекватная самооценка;

5) способность контролировать аффект;

6) способность к отсроченной разрядке напряжения.

Следующим этапом разработки профилактической программы следует принять построение тренинговых занятий, способствующих развитию данных качеств у подростков групп риска. Нужно уяснить, что взрослость не приходит просто с возрастом, а является результатом разрешения определенных проблемных ситуаций. Основной характеристикой периода взросления (юношеский и подростковый возраст) являются различные проблемы, именно они выступают точками личностного развития. В качестве задач взросления можно выделить: отношение к телу, отношение к лицу, отношение к родителям, отношение к группе, отношение к сверстникам противоположного пола, отношение к сверстникам своего пола, отношение к боли, отношение к самому себе, отношение к смерти, отношение к будущему, отношение к религии.

Ответственное отношение организаторов профилактики к своим действиям позволит сформировать подобное отношение у участников профилактики, которое обеспечит оптимальный уровень мотивации и исключит потребительское отношение к проводимым мероприятиям. Взаимная заинтересованность обеих сторон в процессе дает право рассчитывать на больший результат.

Страницы: 1 2 3

Также по теме:

Интеллектуальная готовность к школьному обучению
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов. От решения задач, требующих установление связей и отношений между предметами и явлениями с помощью внешних ориентировочных действий, дети переход ...

Методика диагностики самооценки уровня тревожности Ч. Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина
Полученные данные говорят о наличии: · Умеренной личностной тревожности (личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагирование на такие ситуации состоянием тревоги). Ум ...

Игра. Ранний возраст.
Ранний возраст – возраст зарождения сюжетно-ролевой игры. Первоначально игра возникает в предметной деятельности ребенка, когда некоторые предметные действия начинают выполнятся с предметами, для этого не предназначенными ( или вовсе без ...