Функционирование социальных групп

Страница 1

Функционирование социальных групп основано на единстве системности, организованности и самодвижения.

Характер сложных взаимозависимостей малой группы и окружающей социальной среды определяется уровнем развития группы и, прежде всего, ее организованностью.

Организованность

- способность группы как коллективного субъекта совместной деятельности к активной перестройке неупорядоченных групповых состояний и действий в упорядоченные, определенные. Организованность проявляется в умении группы самостоятельно создавать организацию в ситуации неопределенности, сочетать инициативность и разнообразие форм индивидуального поведения с устойчивым единством действий по реализации цели группы.

Критерием оценки организованности могут служить следующие характеристики ее деятельности в неординарных, стрессогенных условиях, а именно:

1) способность группы самостоятельно планировать этапы осуществ-ления поставленной цели и распределять предстоящую работу среди своих членов;

2) высокая дисциплинированность членов группы при выполнении возложенных на них функций;

3) способность группы к эффективному контролю и действенной коррекции индивидуальных действий, к подавлению проявлений дезорганизации;

4) умение группы в относительно сжатые сроки анализировать выполненную ее членами работу, намечать пути совершенствования группового взаимодействия.

Чем более высокоорганизованной является группа, тем в меньшей степени она испытывает возмущающие помехи внешней среды и тем в большей степени повышается зависимость последней от воздействий малой группы.

Системность.

В условиях значительных изменений социальной среды, личности и малых групп как связующих звеньев личности и общества возникает проблема выбора оптимальной, с точки зрения развития группы и личности, среды и стратегий взаимодействия с ней.

Поиск оптимального варианта предполагает не только адекватную оценку всех возможных вариантов, но и преобразование избранной среды. Ведущим аспектом интеракции (взаимодействия) в малых группах является, как считает Б.Д. Парыгин, интегрированность групповой деятельности и отношений. Групповая интеграция от лат. (integer - целый) состояние группы, характеризующееся упорядоченностью внутригрупповых структур, согласо-ванностью основных компонентов системы групповой активности, устой-чивостью субординационных взаимосвязей между ними, стабильностью и преемственностью их функционирования и т.п. признаками, свидетельст-вующими о психическом единстве, целостности социальной общности. Групповая интеграция проявляется в относительно непрерывном и автономном существовании группы, что предполагает наличие процессов, препятствующих нарушению психологической сохранности группы: отсутствие интегративных свойств неизбежно ведет к распаду любой человеческой общности.[6]

Из приведенного выше я поняла, что группа представляет собой систему, в которой действуют определенные законы. Эти законы, или правила должны выполнятся, в противном случае группа не сможет эффективно функционировать и распадется. Группа имеет определенную структуру (лидер, члены группы, возможная оппозиция). Между ними есть субординация, т.е. подчинение одних членов группы другим. Это необходимо для нормальной деятельности группы (к примеру, глава предприятия дает указания сотрудникам, они выполняют их и вместе идут к намеченной цели). Если групповая интеграция (я понимаю ее как взаимодействие внутри группы, основанное на выполнении определенных законов, правил, норм) нарушается, группа может прекратить свое существование.

Подтверждение своих выводов я нахожу далее. А.С. Чернышев и Ю.А. Лунев считают, что степень согласованности актов поведения в группе самым прямым образом влияет на эффективность усилий группы в целом. Особую ценность представляет способ внутреннего согласования коллективных действий в отличие от внешней подогнанности совокупного поведения под общий образец.[7]

Далее мне хотелось бы остановиться на факторах, которые влияют на функционирование группы.

На индивидуальном уровне воздействия на группу влияют:

- возраст членов группы;

- пол;

- уровень образованности;

- индивидуально-психологические особенности;

- социально-экономический статус;

а групповом:

- размер группы;

- состав группы.

Возраст человека

До сих пор считалось доказанным, что интенсивность интеграции человека в группу зависит от его возраста.

Большая включенность в группу является результатом развития познавательных способностей, высокой частоты контактов с людьми, участия в общественной жизни.

С возрастом человек начинает более внимательно относится к окружающим, пользуется большим уважением и имеет более устойчивую оценку со стороны других людей.

Чаще всего лидерство в группе завоевывает человек, старший по возрасту.

Страницы: 1 2

Также по теме:

Ситуативные методы влияния
Существуют вспомогательные методы опосредованного влияния (которые можно использовать на презентации), которые, по сути, позволят, как можно больше расположить человека к тому, что происходит, сделать его более восприимчивым к тому, что х ...

Психологические рекомендации и основы психокоррекционной и профилактической работы со студентами
Как известно, все принципы, методы и техники оказания психологической помощи принято делить на базовые, ценностные и специфические. Важнейшим в психологической помощи является то, что она не имеет узкофункционального характера, а ориентир ...

Описание процедуры и используемого метода
В работе использовалась корректурная проба; для исследования бралась группа студентов разного возраста для исследования устойчивости и продуктивности внимания. Описание методики [1]: С помощью данной методики можно оценить такие свойств ...