Выводы.

Итак, в схеме системной детерминации развития лич­ности выделяют три следующих момента: индивидные свой­ства человека

как предпосылки развития личности, социально-исторический образ жизни

как источник раз­вития личности и совместная деятельность

как основание осуществления жизни личности в социальном мире. За каж­дым из этих моментов стоят различные и пока недостаточ­но соотнесенные между собой области изучения личности. Представления об индивидных предпосылках развития личности и их преобразовании в ходе ее развития остают­ся на уровне рассуждений, если не обратиться к богатым теоретическим конструкциям и эмпирическим данным, накопленным в дифференциальной психофизиологии, психо­генетике, психосоматике и нейропсихологии. Вместе с тем исследования по дифференциальной психофизиологии, психогенетике и другим областям будут напоминать «кош­ку, которая гуляет сама по себе», если не рассмотреть их предмет как органические предпосылки развития лично­сти и тем самым включить его в контекст психологии лич­ности.

При изучении общества как источника развития лич­ности неизменно встают вопросы о ее социотипических проявлениях, ее социальной позиции в обществе, меха­низмах социализации и регуляции ее социального пове­дения, развития в социогенезе. Решение данных вопросов немыслимо без обращения к социальной, исторической, воз­растной, педагогической, экологической психологии и этно­психологии. В свою очередь каждая из этих дисциплин рискует «не увидеть за деревьями леса» и свести, напри­мер, «личность» к «роли» или смешать «социальный ха­рактер» с «индивидуальным характером», принять периодизацию развития психики за периодизацию разви­тия личности в том случае, если другие детерминанты не будут находиться хотя бы на периферии исследования этих областей психологической науки. Разработка представле­ний о социально-историческом образе жизни как источ­нике развития личности помогает решить вопросы, что присваивается, приобщается личностью в процессе ее движения в системе социальных отношений, каковы возможности выбора, перехода от одного вида деятельности к другому, каково содержание приобретенных в этой си­стеме черт и установок личности.

И при анализе индивидных предпосылок, и при исследова­нии социально-исторического образа жизни как источника развития личности постоянно следует учитывать, что речь идет о биогенетических, социогенетических и персогенетических ориентациях в психологии личности, которые в кон­тексте историко-эволюционного подхода и системной схемы детерминации развития личности перестают быть парал­лельными линиями изучения личности. С самого момента дви­жения человека в обществе эти «предпосылки» начинают активно участвовать в жизни той или иной эволюциони­рующей системы, влиять на ее развитие, трансформиро­ваться из предпосылок в результате ее развития, использоваться личностью как средства достижения ее целей.

Особенно остро эта проблема встает при изучении ин­дивидуальности личности в персоногенезе как продолжении в жизни человека биогенеза и социогенеза. Индивидуаль­ность личности, ее творчество, характер, способности, поступки и деяния наиболее выражение проявляются в проблемно-конфликтных ситуациях, увеличивая потенци­альные возможности развития культуры.

При изучении индивидуальности личности в центре оказываются вопросы о том, ради чего живет человек, какова мотивация его развития, каким закономерностям подчиняется его жизненный путь. Над решением этих воп­росов работают помимо общих психологов представители возрастной, педагогической, социальной, этнической и организационной психологии, клинической психологии, психиатрии, то есть тех отраслей психологии, перед ко­торыми стоит задача психологической помощи личности и се частной и профессиональной жизни.

Выделенные ориентиры рассмотрения психологии лич­ности выступают как основа для изучения сложной сети взаимоотношений между природой, обществом и лич­ностью. Они также позволяют обозначить точки приложе­ния усилий разных отраслей психологии, занимающихся изучением многообразных проявлений личности. Главное же значение этих ориентиров заключается в том, что они дают возможность представить разрозненные факты, ме­тоды и закономерности в контексте психологии личности как самостоятельного направления психологической нау­ки и сферы профессиональной практики.

Также по теме:

Социальная компетентность подростков, больных шизофренией
Социальная компетентность является фактически новым понятием как для психологии вообще, так для клинической психологии в частности. Однако это проблема является актуальной и значимой на сегодняшний день. Количество людей, страдающих от пс ...

Результаты исследования
По результатам тестирования выяснилось, что руководитель 1-ой фирмы управляет людьми при помощи авторитарно-маргинального стиля (111 б.) и попустительско-маргинального (99 б.) в проблемных ситуациях. Тогда как руководитель 2-ой фирмы пред ...

Эмпирические основания применения гуманистического подхода в практике социальной работы
Как видно из первой главы данной работы, очень трудно недооценить значимость использования гуманистического подхода в практической социальной работе. И поэтому студенты, обучающиеся по специальности «социальная работа» должны владеть навы ...