Методы изучения групп

Основным методом изучения групп является наблюдение. Оно позволяет выяснить содержательную сторону жизни общностей, их структкру, уровень развития и др. социальной психологии различают включенное и невключенное наблюдение. Первое предполагает вхождение наблюдателя, исследователя в состав общности на правах его члена. В этом случае он как бы изнутри изучает группу. Он не только исследует, но и сам участвует во всех делах. Невключенное наблюдение – изучение общности со стороны, без непосредственного участия в ее жизни. Учитель в силу специфики его труда и своеобразия положения по отношению к детской группе (классу, пионерскому отряду, комсомольской группе) оказывается в позиции как включенного, так и невключенного наблюдателя. В одних случаях он становится членом группы, в других – остается за пределами детской общности.

Для изучения некоторых сторон жизни группы используется естественный эксперимент. Он проводится в обычных для испытуемых условиях, содержание эксперимента соответствует деятельности данной общности. Например, в классном коллективе практикуется диспут как форма внеклассной воспитательной работы. Но диспут может быть экспериментальным, если он решает исследовательские задачи и проводится, исходя из этих задач. Поездка за город также может оказаться экспериментальной, если в ходе нее решаются некоторые исследовательские задачи.

Плодотворным при изучении групп является опрос, выявление мнений членов группы о разнообразных сторонах жизни данной общности. Например, в классе производится опрос о содержании и нормах внеклассной работы, выявляется мнение школьников о состоянии учебы и т.д. Опрос имеет несколько разновидностей. Наиболее часто используется интервью и анкета. Интервью предполагает получения сведений от лица при непосредственным общении; анкета – ответ на вопросы, зафиксированные письменно, что создает условие для ознакомления со всей анкетой и продумывания ответа на каждый вопрос. В интервью и анкету могут быть включены открытые и закрытые вопросы. Для закрытых вопросов в анкету включаются варианты ответов. Например: «Хорошо ли работает ваш пионерский отряд?» Варианты ответов: «Да»; «Нет»; «Не знаю». Для открытых вопросов предполагается развернутый ответ. Например: «Что тебя привлекает в работе пионерского отряда?»

Таким образом, группа представляет собой чрезвычайно сложный организм, активность которого разворачивается одновременно во многих направлениях и требует особых усилий, объединения индивидуальных активностей в единое целое.

Также по теме:

Проблема беременности в современном обществе
Одной из важнейших и естественных задач эволюции является воспроизведение потомства. Причем, речь идет не только о количественном, но и качественном воспроизводстве, то есть таком, при котором каждое последующее поколение как минимум не у ...

Понятие дауншифтинг и история его возникновения
В толковых словарях русского языка слово «дауншифтер» обозначает человека, который уходит с напряженной работы, чтобы вести более простую жизнь. Еще одно определение гласит, что дауншифтеры – это прямая антитеза стремившихся к приобретени ...

Психограмма сотрудника пожарной части.
Среди мотивов поступления на службу в первую очередь сотрудники называют: стремление к риску, опасности; пример друзей, знакомых, работающих в ОВД; семейные традиции; воинскую службу в вооруженных силах и внутренних войсках; склонность к ...