Индивидные свойства человека — предпосылки развития личности.

Статьи по психологии » Движущие силы и условия развития личности » Индивидные свойства человека — предпосылки развития личности.

Страница 3

и А.А.Кроникадается характеристика раз­личных форм детерминации времени жизни человека:

- фи­зического или хронологическоговремени, к которому до сих пор сводится представление о времени в позитивистски ориентированной психологии познания;

- биологического

времени, зависящего от жизнедеятельности биологичес­ких систем и изучаемого, прежде всего, в цикле работ о (биологических ритмах жизни, о биологических часах;

- ис­торического

времени, обусловленного особенностями социогенеза конкретно-исторических общностей (кто, например, сейчас назовет поездку из Петербурга в Москву путешествием, как это сделал А.Н.Радищев);

- психо­логического

времени личности, представляющего собой одновременно условие и продукт реализации деятельнос­ти в ходе жизненного пути личности.

Ось исторического времени образа жизни личности в данном обществе дает возможность выделить тот объективный социальный режим, который задан личности — исторически обусловленную протяженность детства в этой культуре; объективный режим смены игры — уче­бой, учебы — трудом; распределение временного бюд­жета на «работу» и на «досуг», характерное для этого типичного образа жизни. Без учета исторического времени те или иные особенности деятельности человека, вов­лечение ребенка в игру или учебу будут казаться исходящи­ми либо из самого ребенка, либо из его непосредственного социального окружения. Они могут лишь чуть замедлить или ускорить исторический ритм образа жизни, но не изменить его в рамках данной эпохи.

Другая ось образа жизни — это социальное простран­ство

, в которой существуют на данном интервале исто­рического времени различные «институты социализации» (семья, школа, трудовые коллективы), большие и малые социальные группы, участвующие в процессе приобщения личности через совместную деятельность к общественно-историческому опыту.

В волшебной сказке М. Метерлинка «Синяя птица» доб­рая фея дарит детям чудодейственный алмаз. Стоит лишь повернуть этот алмаз, и люди начинают видеть «скрытые души» вещей. Как и в любой настоящей сказке, в этой сказке есть большая правда. Окружающие людей предме­ты человеческой культуры действительно имеют «душу». И «душа» эта не что иное, как «поле значений», существу­ющих в форме опредмеченных в процессе деятельности в орудиях труда схем действия, в форме ролей, понятий, ритуалов, церемоний, различных социальных символов и норм. Только в том случае человек становится личностью, если он с помощью социальных групп включится в «по­ток деятельностей» (а не «поток сознания») и через их систему усвоит экстериоризованные в человеческом мире «значения». Совместная деятельность и есть тот «алмаз», который, как правило, совершенно этого не осознавая, поворачивает человек, чтобы увидеть «души» предметов и приобрести свою собственную «душу».

Иными словами, в окружающем человека мире объек­тивно существует особое социальное измерение, создавае­мое совокупной деятельностью человечества, — поле значений. Это поле значений отдельный индивид нахо­дит как вне-его-существующее — им воспринимаемое, усваиваемое, поэтому так же, как то, что входит в его образ мира (А.Н.Леонтьев). Организуя деятельность в со­ответствии с полем значений, люди тем самым непрерывно подтверждают реальность его существования. Со­циальное пространство кажется столь естественным, из­начально приросшим к натуральным свойствам объектов природы, что его замечают чаще всего тогда, когда ока­зываются в рамках совершенно другой культуры, другого образа жизни. Тогда-то и открывается различие в образе мира человека разных культур, например

Страницы: 1 2 3 4

Также по теме:

Анализ результатов исследования
После проведения исследования данные были занесены в таблицу (см. прил. 1). Выделим для каждого испытуемого определяющий тип общей эмоциональной направленности и подсчитаем кол-во вхождений в каждый тип эмоций (табл. 1). Таблица 1. Пред ...

Характеристика возрастной психологии, психологии развития как науки
Возрастная психология — это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики. Объект изучения возрастной психологии — развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, ...

Изучение мотивационного компонента готовности детей с нарушениями зрения к обучению в школе
Так, в большинстве исследований готовность детей к школе, в том числе, и детей с нарушениями зрения, определяется на основе выявления уровня развития психических процессов (мышления, восприятия, памяти, речи и т.д.), навыков чтения, письм ...