Интуиция как вид творческого мышления

Статьи по психологии » Интуиция как вид творческого мышления

В настоящее время практически никто из психологов не сомневается в том, что в творческой деятельности логические методы и стратегии решения задач взаимодействуют с интуитивными механизмами мышления, взаимодополняя и взаимоусиливая друг друга. Однако в вопросе о том, что следует включать в понятие интуиции и в чем состоит ее природа остается много неясного. Интуицию часто связывают:

1) с инстинктом, или инстинктивной догадкой,

2) с прямым, непосредственным усмотрением истины,

3) с отсутствием причин или посылок, приводящих к тому или иному результату интеллектуальной деятельности,

4) с внезапностью и быстротой нахождения правильного решения,

5) с разрывами и скачками в последовательных этапах переработки информации,

6) с наличием неосознаваемого опыта.

Различные аспекты проблемы интуиции рассматриваются в русле обсуждения широкого спектра проблем психологии - сознания, деятельности, личности. Так интуиция определяется как особое психическое состояние Н.В. Гончаренко, Н.Д. Левитовым; анализируется в рамках понятия "надситуативная активность" Д.Б. Богоявленской; рассматривается как одно из оснований возникновения знаний А.Г. Асмоловым, P. M. Грановской; как момент "озарения" в творческом процессе и этап решения творческих задач А.Н. Налчаджяном, Я.А. Пономаревым.

Интуиция исследуется в контексте соотношения логического и нелогического (К.А. Абульханова-Славская, С.Л. Рубинштейн и др.), рационального и иррационального (А.Э. Воскобойников, В.В. Налимов и др.) в познавательной деятельности. Выявляется роль интуиции при оперировании информацией в процессе ее приема и переработки. Новые аспекты в понимании данного феномена открываются при рассмотрении процессов антиципации - способности человека действовать и принимать прогностические решения с временным опережением будущего (П.К. Анохин, H. A. Бернштейн, A. B. Брушлинский, С.Г. Геллерштейн, A. A. Крылов, Е.А. Науменко, Г.В. Суходольский, Б.Ф. Ломов, E. H. Сурков, И.М. Фейгенберг и др.).

В общепсихологическом плане вопросы интуиции как феномена, связанного с процессами восприятия и мышления, рефлексии, внутренней речи, проявляющегося в развитии отдельных видов навыков и установок, освещаются Ф.В. Бассиным, A. B. Карповым, A. C. Прангишвили, E. H. Соколовым, Д.Н. Узнадзе и другими авторами. Интуиция определяется и как специфическая личностная характеристика (В.Н. Дружинин, Н.Л. Нагибина, Е.А. Науменко, В.А. Петровский, А.И. Савенков, М.А. Холодная).

Однако многие аспекты проблемы интуиции остаются недостаточно изученными. Это определяется, с одной стороны, сложностью самого феномена интуиции, его многогранностью и разнообразием трактовок данного явления, с другой - недостаточностью исследований, посвященных непосредственно изучению процессов интуиции в силу доминирования рационалистических тенденций в советской психологии. Как отмечал Б.М. Теплов, "понятие интуиции часто окружается ореолом некоей мистической таинственности. Поэтому в советской психологии замечается склонность избегать и даже замалчивать его. Едва ли это правильно".

Актуальность выбранной темы обусловлена, во-первых, значением интуиции как важной составляющей психической реальности, ее связью с разработкой ряда ключевых проблем современной психологии (творчества, мышления, решения задач, способностей и т.д.); во-вторых, ролью интуиции в расширении познавательных возможностей и актуализации внутренних ресурсов психики человека; в-третьих, растущим практическим интересом к проблеме интуиции как условию формирования и критерию профессиональной компетентности специалистов в различных видах деятельности.

Также по теме:

Аверроизм
Примерно с III в. до н.э. психологов начали больше интересовать не столько общие закономерности и функции души, сколько содержание души человека. На первый план стали выходить не общие для всего психического законы, но изучение того, что ...

Психокоррекционная работа со школьниками на этапе адаптации
Коррекционная программа для младших школьников подготовлена кандидатом психологических наук Н.Л. Васильевой. Цель: преодоление интеллектуальных трудностей при обучении в школе, развитие творческого потенциала каждого ученика. В группу в ...

Психосоциальные факторы опыт ранних лет жизни
Если в первые годы своей жизни человек перенес тяжелые эмоциональные потрясения, он подвержен большему риску заболеть депрессией на последующих этапах жизни. Безусловно, тяжелые переживания в раннем возрасте не обязательно влекут за собой ...