Заключение.

Подводя итоги, еще раз подчеркнем основное в теории темпераментов Гипократа.

Человек для Гиппократа являлся микрокосмом - универсальной и единой частью от окружающего его мира - макрокосма. На таких философских основаниях Гиппократ, 25 веков назад, создал первую в Западной цивилизации биотипологическую концепцию - гуморальную теорию- объяснявшую темперамент (поведение) человека как производное от его внутренней гуморальной конституции: неизменной организации внутреннего баланса (равновесия) внутренних гуморальных жидкостей человека (как когда то считал Гиппократ - крови, лимфы, желчи, и черной желчи). Гиппократ опирался в своем творчестве на космологические сочи-нения греческого философа Эмпедокла. Физические гуморальные жидкости, ассоциирующиеся с темпераментом человека, в полной мере соответствуют четырем космическим стихиям: земле, воздуху, воде, и огню, объявленных Эмпедоклом началом и основой всего существующего.

Особый интерес в течение столетий вызывает такое интегральное образование индивида, как темперамент (от лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей).

А.Р.Лурия высказал афоризм, что величие ученого определяется тем, насколько выдвинутые им представления задержали развитие научной мысли. В этом смысле вряд ли кто из ученых может состязаться с гиппократом, который предложил гуморальную концепцию темперамента. Гиппократ учил, что темперамент зависит от соотношения четырех жидкостей организма – крови, желчи, лимфы и флегмы. Смесь этих жидкостей и лежит в основе четырех основных типов темперамента: сангвиники, холерики, меланхолики, флегматики. Одни люди по темпераменту чрезвычайно медлительны и невозмутимы. Во всей манере их поведения чувствуется степенность, размеренность (флегматики). Другие люди подвижны, порывисты, легко воспламеняются, мгновенно ухватываются за новые идеи; общительные люди с переменным настроением (сангвиники). Холерики чрезвычайно восприимчивы и глубоко переживают все свои радости, свои боли и печали. Они импульсивны, под влиянием аффекта могут совершить необдуманный поступок, а после будут раскаиваться. Совершенно иной тип – меланхолики. Они глубоко переживают любое событие жизни, но горе носят в себе, не проявляя внешне свои переживания; постоянны в своих привязанностях.

Также по теме:

Религиозные формы, в которые облекаются все убеждения толпы
Что составляет религиозное чувство. -- Оно независимо от обожания какого-нибудь божества. -- Его характеристика. -- Могущество убеждений, облеченных в религиозную форму. Различные примеры. -- Народные боги никогда не исчезали. -- Новые фо ...

Интерактивная игра или игра в тренинге
Игровая деятельность участников тренинга структурирована в соответствии с целями и задачами работы и подразумевает возможность и необходимость межличностного взаимодействия (интеракции). Можно выделить несколько разновидностей интерактив ...

История изучения индивидуальности в отечественной психологии
Значение проблемы индивидуальности менялось в ходе развития научного знания. В послереволюционные десятилетия абстракции класса, масс, народа полностью заслонили десятилетия живого Я. В конечном счете, это вело к полному растворению лично ...