Несмотря на то, что некоторые исследователи считают гуморальную теорию наивной, надо подчеркнуть, что Гиппократ первым понял психосоматичное единство индивида, то есть единство души и тела. Надо также отметить, что Гиппократ был материалистом в своих взглядах, поэтому объяснял психосоматичное единство материальной основой - смесью "соков" в организме индивида.
В начале XX в. внимание исследователей привлекла зависимость проявления свойств темперамента от строения тела. Одним из исследователей, который разрабатывал конституциональную теорию индивидуальных отличий, был немецкий врач Э. Кречмер. Он издал свою книгу "Строение тела и характер", в которой старался отстоять мысль о том, что люди с определенным типом строения тела имеют соответствующие психические особенности и склонность к соответствующим психическим заболеваниям. Кречмер выделил четыре конституциональных типа:
Лептосоматик (лептос - хрупкий, тонкий, сома - тело).
Пикник ( толстый).
Атлетик ( борьба).
Диспластик (дис- плохо, пластик - сформированный).
Кречмер также выделил еще один тип строения тела, которое назвал "неопределенным". Рассматривая отклонения в сторону патологических проявлений психики, Кречмер установил некоторую зависимость этих проявлений от строения тела. Так, лептосоматик склонен к шизотимическому типу темперамента, пикник склонен к циклотимическому типу темперамента. Его поведение близко к больным маниакально-депрессивным психозом (циклотимия). Атлетики проявляют склонность к эпилепсии (иксотимики).
Другим путем к выделению соматотипа, от которого зависит проявление типа темперамента, подошел в своих исследованиях американский ученый У. Шелдон. Он, как и Э. Кречмер, исходил из того, что темперамент и тело объединены в человеке, но в проявлении темперамента преимущество оставлял за строением тела. У. Шелдон выделил три, по его мнению, главные системы в организме человека: внутренности , мышечную систему и центральную нервную систему . Приписывая степень выразительности (развитости) любой системы в баллах, У. Шелдон выделил три соответствующие строения тела типы поведения:
Висцеротоник (7-1-1),
Соматотоник (1-7-1),
Церебротоник (1-1 -7).
В скобках приведена выразительность каждой системы в баллах (максимальное значение 7 баллов, минимальное 1балл).
При норме психического развития, согласно Э. Кречмеру, лептосоматик (по Шелдону - церебротоник) по проявлению свойств темперамента напоминает тип меланхолика. Пикник (по Шелдону - висцеротоник) по проявлению свойств темперамента напоминает тип сангвиника, а атлетик (по Шелдону- соматотоник) по темпераменту напоминает тип холерика.
Типологии Кречмера-Шелдона, хотя и завоевали популярность среди психиатров, врачей, психологов, все же были в дальнейшему критически пересмотрены. Прежде всего, в поисках соответствия конституционального типа с типом поведения использовались не свойства темперамента, а свойства характера. Обратим внимание на название основной работы Э. Кречмера. Как разумеется, в характере проявляются такие свойства личности, которые возникают под влиянием воспитания. Сам Э. Кречмер признавал, что три его основных типа, это лишь "сфокусированные точки" в разнообразии конституций человеческого тела.
Недоказанным считается связь конституционального типа с психическими болезнями у здоровых людей. Такое утверждение недопустимо. Между конституциональным типом и свойствами темперамента не существует зависимости. Так, например, свойства темперамента проявляются в поведении индивида в онтогенезе значительно раньше, чем четко выстраивается конституциональный тип.
Также по теме:
Постановка проблемы мотивации в психологии
В отечественной психологии существуют различные подходы к исследованию личности. Однако, несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. Существуют разные опреде ...
Стадии развития группы
В понятие групповой динамики входят шесть основных элементов, о пяти из которых было сказано в предыдущей главе. Шестой элемент, фазы развития группы, я хотела бы выделить отдельно.
Фазы развития группы
Это периоды групповой деятельност ...
Причины возникновения и компоненты информационного стресса в учебной
деятельности
Информационный стресс в учебной деятельности по своей природе, является разновидностью психологического стресса. Причины его возникновения связаны с экстремальными воздействиями, прежде всего, факторов учебного процесса, а также с влияни ...
Разделы