Комплекс рекомендаций по улучшению коммуникативных особенностей подростков
Задача учителя заключается не в том, чтобы попытаться переделать один тип темперамента в другой, а в том, чтобы путём систематической работы содействовать развитию положительных сторон каждого темперамента и корректировать отрицательные черты, которые могут быть связаны с данным темпераментом.
Зная характеристики типов темперамента и индивидуальные особенности детей в классе можно создавать детям наиболее благоприятные условия обучения, устранять причины возможной дезадаптации, а следовательно, помогать ребёнку справляться с его психологическими трудностями, активизировать его интеллектуальное развитие, сохранить учебную мотивацию, сделать интересной его жизнь.
В исследовании принимали участие 32 учащихся 9 «А» и 9 «Б» классов школы №4. Социально-психологический статус и возраст являются примерно одинаковым. В качестве основного диагностического материала для определения уровня общительности, коммуникативных умений, типа и свойств темперамента были выбраны следующие методики - «Оценка уровня общительности» (тест В.Ф. Ряховского), «Тест оценки коммуникативных умений», «Айзенка личностный опросник (EPI)».
Нами было проведено эмпирическое исследование выявления взаимосвязи коммуникативных особенностей подростков и типов темперамента. На основе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что в данной группе подростков в большей степени преобладают общительные, любознательные, разговорчивые индивиды, которые любят быть в центре внимания, и охотно сходятся с новыми людьми, и это все им помогают их коммуникативные умения, то есть способность слышать своих собеседников, умение войти в их положение и проявить эмпатию.
Для подтверждения гипотезы в работе был применен коэффициент линейной корреляция Пирсона. Коэффициент корреляции Пирсона - это параметрический критерий, позволяющий определить наличие (или отсутствие) достоверной связи между различными статистическими совокупностями. С помощью коэффициента корреляции Пирсона нами были получены графические связи (см. Рис 5
). По рисунку видно, что существует прямая связь между коммуникативными особенностями и сангвиническим типом темперамента при
r
= 0.60, так же существует связь между коммуникативными особенностями и холерическим типом темперамента при
r
= 0.54.
Экспериментальное исследование было организовано с целью проверки гипотезы. В практической части настоящей работы мы провели первичную обработку данных, полученных в ходе исследования подростков, их количественную и качественную обработку. Мы по трем методикам исследовали уровень общительности подростков, уровень коммуникативных умений,
выявили уровень экстраверсии, эмоциональной устойчивости и тип темперамента. В результате анализа результатов мы пришли к выводу, что коммуникативные особенности более выражены у сангвиников и холериков, чем у флегматиков и меланхоликов.
Нами было проведено эмпирическое исследование выявления взаимосвязи коммуникативных особенностей подростков и типов темперамента. На основе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что в данной группе подростков в большей степени преобладают общительные, любознательные, разговорчивые индивиды, которые любят быть в центре внимания, и охотно сходятся с новыми людьми, и это все им помогают их коммуникативные умения, то есть способность слышать своих собеседников, умение войти в их положение и проявить эмпатию.
Также по теме:
Характеристика эмоциональных состояний
Под эмоциональными понимаются состояния, вызванные переживанием человеком его отношения к внешнему миру и к самому себе и характеризуемые изменениями количественных и качественных параметров ответов на сигналы внешней среды. Таким образом ...
Значение экзистенциальной психологии в социальной работе
Одним из самых известных представителей экзистенциального подхода в психологии является Ирвин Ялом. И его теория может широко использоваться не только в практической психологии, терапии и консультировании, но и в социальной работе.
Ялом ...
Психологическое сопровождение детей на этапе приёма и адаптации в школе
В самом распространенном значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. ребенок, который вписывается ...
Разделы