Преодоление сопротивления.

Страница 2

В гештальт-терапии разработаны общие принципы построения пси­хотерапевтического воздействия

[58]. Они касаются прежде всего определенных речевых конструкций.

· Употребление местоимения «я» вместо «мы», «он», «они». Использование местоимения «я» позволяет восстановить границу, почувствовать «территорию», на которой человек может распоряжаться сам (а не «они» или другие «мы»). Изменение фразы позволяет сделать шаг в принятии от­ветственности на себя, а не делегировать ее кому-либо.

· Замена глагола «не могу» на «не хочу», «должен» на «пред­почитаю». Если человек говорит «не могу», «должен», он чувствует ограничение. Фразы с «не хочу» и «предпочи­таю» показывают возможность свободы выбора. В послед­нем случае человек ясно осознает желания, выстраивает приоритеты и, следовательно, может найти средства удов­летворения потребностей.

· Выяснение того, что стоит за словом «это».

· Использование прямого обращения вместо описания кого-то в третьем лице.

· Замена вопроса «почему» на вопрос «как». Это не позво­ляет уйти в рассуждения, а обращает к чувствам.

· Замена вопроса на утверждение.

В гештальт-терапии создана сложная метафора, описываю­щая изменения. Это одно из немногих направлений, в котором введены понятия, характеризующие не только невротическое, но и здоровое функционирование. Для описания здоровой лич­ности

используются понятия контакта, осознавания, интеграции частей. Интеграция означает, что человек осознает все свои по­требности и жизненные функции, находится в контакте со сре­дой для их удовлетворения, погружен в процесс жизнедеятель­ности, а не живет прошлым или ожиданием будущего. Различ­ные понятия не скрывают, не запутывают, а проясняют смысл этого подхода — помочь проявлению в личности глубин­ной сущности, которая позволит ей действовать в соответствии с собственной мудростью.

В гештальт-терапии от участника, прежде всего, ожидается ответственность за поступки, мысли, чувства. Она же является главным атрибутом аутентичной личности — идеальной модели развития человека[59].

Жизненная философия гештальт-терапии сформулирована К. Наранхо[60] в своеобразных «девяти заповедях», ведущих к аутентичному существованию.

1. Живи теперь. Будь в настоящем, а не в прошлом или бу­дущем.

2. Живи здесь. Имей дело с тем, что есть, а не с тем, чего нет.

3. Не фантазируй. Опыт реален.

4. Прекрати ненужные размышления. Лучше пробуй и смотри.

5. Выражай чувства вместо того, чтобы манипулировать, объяснять, рассуждать, оправдываться.

6. Принимай неприятности и боль так же, как и удовольствие.

7. Ориентируйся не на «должен», «следовало бы» других людей, а на себя. Не сотвори себе кумира.

8. Принимай полную ответственность за свои поступки, мысли, чувства.

9. Будь самим собой.

Не случайно описание аутентичной личности в гештальт-те­рапии достаточно близко по содержанию к понятию самоактуализирующейся или полно функционирующей личности в гу­манистической психологии[61]. Обе эти модели имеют общие корни в феноменологической ориен­тации современной западной философии, других пластах куль­турного пространства. И аутентичная, и самоактуализирующа­яся личность рассматриваются как открытые опыту, доверяю­щие мудрости своего организма. Ответственность, интеграция, осознанность — главные ценности обоих подходов. При этом К. Роджерс[62] больше внимания уделяет межличностным отношениям, Ф. Перлз фокусируется на ответственности ин­дивида перед самим собой. Гораздо больше различий у этих подходов в методическом инструментарии. Гештальт-терапевт более активен, его общение с человеком опосредуется техниче­скими приемами. К. Роджерс принципиально нетехничен, в его методе эмпатического слушания первая скрипка отдается человеку. При этом оба направления исповедуют идеологию уваже­ния к творческому потенциалу клиента и основывают свою ра­боту на его актуализации.

Страницы: 1 2 3 4 5

Также по теме: