Характеристика гештальт-терапии как метода социально-психологической реабилитации

Страница 1

Изо всего многообразия методов и техник, на мой взгляд, гештальт-терапия один из наиболее эффективных методов социально-психологической реабилитации военнослужащих, получивших ранения.

Гештальт-терапия

(от нем. Gestalt — образ, форма, структура + греч. therapeia — лечение) — это направление психотерапии, которое ставит своими целями расширение осознания человека и посредством этого лучшее понимание и принятие человеком себя, достиже­ние большей внутриличностной целостности, большей напол­ненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внеш­ним миром, в том числе с окружающими людьми[35].

Гештальт-терапия, представляет собой терапевтический подход, который помогает человеку достичь самоинтеграции и научиться направлять свою энергию на развитие и самоактуализацию[36].

Гештальт-терапия, созданная под влиянием идей гештальт-психологии, экзистенциализма, психоанализа и, в частности, тео­рии Райха о физиологических проявлениях вытесненного психологического материала, возникла в русле феноменологического подхода, подчеркивающего необходимость осознания пациентом настоящего и важность непосредственного эмоционального переживания. Информацию, необходи­мую для терапевтического изменения, получают из непосредственного пове­дения пациента. Феноменологический подход гештальт-терапии противопо­ставляется традиционному подходу, при котором усилия психотерапевта направлены на поиски причин расстройств у пациента в его прошлом[37].

Ключевым понятием в гештальт-терапии является понятие гештальта

.

В психологии под гештальтом понимают специфическую ор­ганизацию частей, которая составляет определенное целое[38]. Гештальт – это также функциональная структура, по присущим ей законам упорядочивающая многообразие отдельных явлений.

Термин предложен гештальт-психологией и первоначально применялся к описанию психики, но позже распространился на область физических, физиологических, социальных и других явлений. Понятие о гештальте зародилось при изучении сенсорных образований, когда потребовалось ограничивать от входящих в их состав отдельных компонентов (ощущений) способ их структурирования (например, хотя мелодия при исполнении в различных тональностях вызывает различные ощущения, она узнается как одна и та же). Этот способ и стал пониматься как гештальт[39].

Геш­тальт-психология

— это направление психологической мысли, которое возникло в начале XX века. Теоретические открытия гештальт-психологии к практике психотерапии впервые были применены в 40-е годы XX века.

С точки зрения Гештальт-терапии только сам человек является в конечном счете ответственным за все, что с ним происходит и за все, что он испытывает в виде эмоций или ощущений. Иными словами, сам человек ответственен за тот выбор, который он производит, и если он выбирает быть несчастным и жить в прошлом, то это его право и его ответственность[40].

Из этого положения и выводится основной принцип применения методов гештальт-терапии при коррекции постстрессовых состояний:

основная цель психокоррекции заключается в изменении отношения пострадавшего к самому факту наличия в его жизни психотравмирующей ситуации.[41]

Гештальт-психология выдвинула как главную задачу изучение законов гештальта. Среди них были выделены:

· тяготение частей к образованию симметричного целого;

· группировка этих частей в направлении максимальной простоты, близости, равновесия;

· прегнантность – тенденция каждого психического феномена принять более определенную отчетливую и завершенную форму[42].

Создателем гештальт-терапии

является германско-американский психолог Фриц (Фредерик Соломон) Перлз («Гештальт-терапия дословно», «Внутри и вне помойного ведра», «Гештальт-те­рапия: пробуждение и развитие человеческой личности»). Принцип целостности им распространяется на проблему соотношения между психической и физической действительностью. Любой аспект поведения – проявление целостного бытия человека. Кроме того, идея целостности означает понимание индивида как части более широкого поля, включающего также среду. Но в этом единстве обозначается контактная граница между индивидом и средой: у здорового индивида она подвижна, допуская и контакт со средой, и уход от нее. Контакт – это формирование гештальта, уход – завершение.

Перлз перенес закономерности образования фигуры, установленные гештальт-психологией в сфере восприятия, в область мотивации человеческого поведения. Возникновение и удовлетворение потребностей он рассматривал как ритм формирования и завершения гештальтов. Функционирование мотивационной сферы осуществляется по принципу саморегуляции организма. Человек находится в равновесии с самим собой и окружающим его миром. Для сохранения гармонии нужно лишь довериться «мудрости тела», прислу­шиваться к потребностям организма и не мешать их реализации. Быть са­мим собою, осуществлять свое Я, реализовывать свои потребности, наклон­ности, способности — это путь гармоничной, здоровой личности[43].

Страницы: 1 2 3 4

Также по теме:

Сравнительный анализ результатов исследования.
В ходе контрольного этапа исследования мы выявили уровень межличностных отношений детей старшего подросткового возраста 8 «б» класса школы № 30. Для этого были использованы те же методики, что и на начальном этапе констатирующего эксперим ...

Образовательные институты и личность
Наряду с семьей система образования традиционно выделяется как второй ведущий институт социализации. В этом своем качестве она обладает рядом специфических особенностей. В школе ребенок впервые включается в определенную систему получения ...

Результаты исследования социально-психологического климата группы, интерпретация полученных результатов
Результаты экспресс-диагностики социально-психологического климата в коллективе Таблица 1 компоненты № вопроса +1(кол-во ответивших) 0(кол-во ответивших) -1(кол-во ответивших) итоговый балл результаты эмоционал ...