Когнитивная или рациональная психотерапия в отечественной практике

Статьи по психологии » Использование когнитивной парадигмы в психотерапевтической практике » Когнитивная или рациональная психотерапия в отечественной практике

В предметном поле отечественной психотерапии много необычного и парадоксального. Как и живая жизнь, психотерапевтическая практика развивается по своим законам, следствия которых выглядят иногда неожиданно. Это касается, в частности, степени распространенности и уровня популярности отдельных психотерапевтических направлений. Когнитивной или рациональной психотерапии в нашей стране повезло гораздо меньше, чем психоанализу, нейро-лингвистическому программированию или роджерианству. Ведь в бывшем СССР долгие годы главенствовала устойчивая традиция философско-методологической рефлексии, известная как классическая концепция рациональности. Она включала в себя совокупность норм и методов научного психологического и медицинского исследования, которая — хотим мы того или нет — не только оказывала сильное влияние на существовавшие в то время способы психотерапевтической помощи, но и задавала стиль мышления в этой области. Казалось бы, онтология ума должна была породить соответствующую феноменологию практической деятельности, однако этого не произошло.

Среди причин относительной непопулярности когнитивной психотерапии называют и загадочность русской души, которую простой логикой не возьмешь, и отсутствие у данного направления вычурности, экзотичности, и оппозиция, в которой находилась психотерапия конца 90-х годов по отношению к академической психологии Есть и такое мнение о когнитивной психотерапии: "Это школярство, начетничество, занудство. Словом, дидактика школьного типа. Скука", оно принадлежит московскому психотерапевту А.И.Сосланду.

Подходя к изучению когнитивной терапии, нужно учитывать следующее. Данный подход, опирающийся прежде всего на силу сознательного разума, здравого смысла, будет эффективным в зависимости от того, насколько эта сила и впрямь велика и значительна. Необходимы навыки самонаблюдения (интроспекции), хорошо развитое логическое мышление, склонность к абстрактному рассмотрению конкретных жизненных ситуаций. Этими свойствами обладает скорее сам терапевт, нежели клиент — у последнего как раз здесь, скорее всего, проблемы. Даже очень эффективный психотерапевт когнитивной ориентации мало поможет клиенту, который не любит думать и размышлять. А вот аутопсихотерапевтический потенциал когнитивной терапии весьма велик. Она, несомненно, придется по душе всем, кто любит анализировать свои мысли, чувства и поведение.

Так что когнитивная (рационалистическая) парадигма в психотерапии не зря имеет своих поклонников, пусть даже немногочисленных. Хороший когнитивный терапевт не только обучает клиента навыкам рационального анализа собственных действий и лежащих в их основе мнений и представлений о реальности, но и объясняет, что на этот процесс нелепо наклеивать ярлык "рационализация" или "психологическая защита". Те же, кому такой образ мыслей не по душе, могут выбрать психоанализ или практиковать НЛП.

Также по теме:

Психологические типы
Таблица 5. Психологические типы Сенсорные Интуитивные Мысли-тельные Чувству-ющие Чувству-ющие Мысли-тельные Интро- Решаю-щие ISTJ ISFJ INFJ INTJ Решаю-щие Интро- верты ...

Анализ корреляционной связи
3-4 - прямая связь. Любое решение принимается с критикой и осторожностью. Руководитель обычно не доверяет своим подчиненным и поэтому считает свое решение наиболее правильным. 4-7 - обратная связь. Чем выше критичность, замкнутость себе, ...

Личностная готовность
Личностная готовность детей к школе (М.И.Лисина, Л.И.Божович, Р.С.Буре, Р.Б.Стеркина и др.) охватывает три основные сферы жизненных отношений ребенка: · Отношения с окружающими взрослыми; важнейшим компонентом в них является произвольнос ...