Заключение
В данной работе были рассмотрены вопросы, посвященные гуманистическому подходу в психологии и его применению в социальной работе.
В первой главе работы был освещен гуманистический контекст психологической помощи в социальной работе. Был проведен анализ трех направлений гуманистической психологии – клиент-центрированного подхода К. Роджерса, мотивационно-потребностной теории А. Маслоу, экзистенциальной психологии И. Ялома.
Основной идеей К. Роджерса, является то, что чем в большей степени человек принимает себя, тем выше вероятность, что он принимает других. Решающую роль в жизни и развитии человека с точки зрения такого подхода имеют его представления о самом себе – Я-концепция, центральным звеном которой является понятие «самоценности». Основная суть этой психологии заключается в акцентированном на личности подходе, в котором личность является контролирующим центром для принятия решений.
Из теории А. Маслоу можно позаимствовать достаточно много полезных и необходимых моментов для практической деятельности социального работника в рамках гуманистического подхода. Так, идеи Маслоу о том, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего», что потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух и более уровнях потребностей и к тому же потребности, появляющиеся в иерархии, возникают постепенно, напрямую находят отражение в практике социальной работы. А так же: если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека и физиологические потребности должны быть в достаточной степени удовлетворены прежде, чем возникнут потребности безопасности; физиологические потребности и потребности безопасности и защиты должны быть удовлетворены до некоторой степени прежде, чем возникнут и будут требовать удовлетворения потребности принадлежности и любви. Немаловажно чтобы социальный работник это учитывал при работе с клиентами.
Из экзистенциального подхода И. Ялома, который также был рассмотрен в первой главе, можно позаимствовать очень много важных аспектов, которые касаются самой сложной и психологически тяжелой стороны деятельности социального работника – это работа с людьми, пережившими попытки самоубийства, со смертельно и тяжело больными людьми, с теми, кто потерял близких.
Эти теории могут дать много полезного для социальной работы. Но гораздо труднее приобрести личностные характеристики, обязательные для эффективности подобного подхода. Способность по-настоящему присутствовать рядом с другим человеком – понять страдания человека и поддерживать в нем уверенность в своем росте – это достаточно трудновыполнимое требование к личности социального работника, работающего в рамках гуманистического подхода.
Вторая глава работы посвящена исследованию типа направленности личности практических социальных работников. Полученные в результате исследования результаты опровергают гипотезу о том, что студенты, обучающиеся по специальности «социальная работа» имеют преимущественно гуманистический и экзистенциальный типы направленности личности. Доминирующим оказался прагматический тип личности (30%). Но этот показатель объясняется многими факторами, например такими как личная мотивация студентов на достижение успеха в данной области, низкий уровень экономического положения студентов и др.
И в заключении можно добавить, что внимание социальных работников к гуманистически направленным теориям оправдано еще и тем положением, в котором сейчас находится практическая социальная работа в Украине, а развитие навыков работы в рамках гуманистической парадигмы у будущих социальных работников играет большую роль в эффективности дальнейшей деятельности.
â А. Маслоу «Мотивация и личность», 2001, с. 173.
â Ялом И. Экзистенциальная психотерапия, стр. 18
Также по теме:
Образовательные институты и личность
Наряду с семьей система образования традиционно выделяется как второй ведущий институт социализации. В этом своем качестве она обладает рядом специфических особенностей.
В школе ребенок впервые включается в определенную систему получения ...
Результаты исследования
По результатам тестирования выяснилось, что руководитель 1-ой фирмы управляет людьми при помощи авторитарно-маргинального стиля (111 б.) и попустительско-маргинального (99 б.) в проблемных ситуациях. Тогда как руководитель 2-ой фирмы пред ...
Методика эмпирического исследования
Издревле человечество проявляло интерес к феномену агрессии. И в наше время агрессия является предметом активных научно-практичных исследований. Очевидно, что перед исследователем, интересующимся человеческой агрессией, открывается широки ...

Разделы