Заключение

В данной работе были рассмотрены вопросы, посвященные гуманистическому подходу в психологии и его применению в социальной работе.

В первой главе работы был освещен гуманистический контекст психологической помощи в социальной работе. Был проведен анализ трех направлений гуманистической психологии – клиент-центрированного подхода К. Роджерса, мотивационно-потребностной теории А. Маслоу, экзистенциальной психологии И. Ялома.

Основной идеей К. Роджерса, является то, что чем в большей степени человек принимает себя, тем выше вероятность, что он принимает других. Решающую роль в жизни и развитии человека с точки зрения такого подхода имеют его представления о самом себе – Я-концепция, центральным звеном которой является понятие «самоценности». Основная суть этой психологии заключается в акцентированном на личности подходе, в котором личность является контролирующим центром для принятия решений.

Из теории А. Маслоу можно позаимствовать достаточно много полезных и необходимых моментов для практической деятельности социального работника в рамках гуманистического подхода. Так, идеи Маслоу о том, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего», что потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух и более уровнях потребностей и к тому же потребности, появляющиеся в иерархии, возникают постепенно, напрямую находят отражение в практике социальной работы. А так же: если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека и физиологические потребности должны быть в достаточной степени удовлетворены прежде, чем возникнут потребности безопасности; физиологические потребности и потребности безопасности и защиты должны быть удовлетворены до некоторой степени прежде, чем возникнут и будут требовать удовлетворения потребности принадлежности и любви. Немаловажно чтобы социальный работник это учитывал при работе с клиентами.

Из экзистенциального подхода И. Ялома, который также был рассмотрен в первой главе, можно позаимствовать очень много важных аспектов, которые касаются самой сложной и психологически тяжелой стороны деятельности социального работника – это работа с людьми, пережившими попытки самоубийства, со смертельно и тяжело больными людьми, с теми, кто потерял близких.

Эти теории могут дать много полезного для социальной работы. Но гораздо труднее приобрести личностные характеристики, обязательные для эффективности подобного подхода. Способность по-настоящему присутствовать рядом с другим человеком – понять страдания человека и поддерживать в нем уверенность в своем росте – это достаточно трудновыполнимое требование к личности социального работника, работающего в рамках гуманистического подхода.

Вторая глава работы посвящена исследованию типа направленности личности практических социальных работников. Полученные в результате исследования результаты опровергают гипотезу о том, что студенты, обучающиеся по специальности «социальная работа» имеют преимущественно гуманистический и экзистенциальный типы направленности личности. Доминирующим оказался прагматический тип личности (30%). Но этот показатель объясняется многими факторами, например такими как личная мотивация студентов на достижение успеха в данной области, низкий уровень экономического положения студентов и др.

И в заключении можно добавить, что внимание социальных работников к гуманистически направленным теориям оправдано еще и тем положением, в котором сейчас находится практическая социальная работа в Украине, а развитие навыков работы в рамках гуманистической парадигмы у будущих социальных работников играет большую роль в эффективности дальнейшей деятельности.

â А. Маслоу «Мотивация и личность», 2001, с. 173.

â Ялом И. Экзистенциальная психотерапия, стр. 18

Также по теме:

Сюжетно-ролевая игра.
а) Строение игры. Игра имеет определенную тему. Дети играют в «семью», «поликлинику», «путешествия», «зоопарк» и прочее. Все это – разные темы игр. Большей частью тема игры берется из окружающей действительности, но часто возникают игры ...

Влияние группы на индивидуума
Немов Р.С. отмечает, что «человек как личность есть продукт, результат многочисленных остаточных групповых влияний, что почти все (за исключением генетически и физиологически обусловленных особенностей) в его психологии и поведении склады ...

Методики диагностики творческих способностей
Почти столь же ожесточенной, как и спор о природе творческих способностей, является дискуссия о подходах к диагностике креативности. Выделив общие взгляды нескольких научных школ по данной проблеме, можно констатировать основные принципы ...