Инстинкт как условие и продукт филогенетического развития личности

Статьи по психологии » Инстинкт и его роль в жизни человека » Инстинкт как условие и продукт филогенетического развития личности

Страница 1

Под инстинктами обычно разумеют действия или более или менее сложные акты поведения, которые появляются сразу как бы готовыми, независимо от выучки, от индивидуального опыта, будучи наследственно закрепленным продуктом филогенетического развития.

Говоря о наследственности, филогенетической закрепленности или врожденности инстинктивного действия, нужно учитывать, что каждый конкретный акт поведения включает в единстве и взаимопроникновении и наследственные, и приобретенные компоненты. Развитие форм поведения, являющихся продуктом филогенеза, у каждого индивида тоже должно быть опосредовано его онтогенезом. В некоторых случаях, как показывают новейшие, более детальные исследования об инстинкте, инстинктивные действия фиксируются лишь в процессе первых выполнений этих инстинктивных действий, затем уже сохраняя установившийся в них шаблон (опыты Л. Верлена). Таким образом, не приходится внешне противопоставлять друг другу наследственное в инстинкте и приобретенное в других формах поведения. Внутри самого инстинкта имеется некоторое единство этих противоположностей с господством – в инстинкте – наследственного [15, С.103].

Инстинктивные действия отличаются часто большой объективной целесообразностью, т. е. способностью или адекватностью по отношению к определенным, жизненно важным для организма ситуациям, совершаясь, однако, без осознания цели, без предвидения результата, чисто автоматически.

На Первой кантовской конференции в 1998 г. был сформулирован Основной биологический закон "Жизнь во всем ее многообразии красоте и гармонии возникла, существует и умирает в конкурентной борьбе близких и подобных". Согласно этому закону поведением человека руководит подсознательное желание (инстинкт) превзойти окружающих и, особенно, близких - родственников, соседей и друзей. Этот инстинкт назван конкурентным. О подобном "комплексе превосходства" писал еще А. Адлер около 70 лет назад. Этот инстинкт проявляется более всего у детей в виде агрессивности друг к другу. Ребенок может подойти и ударить другого, который просто сидел в сторонке. А если взрослые попытаются воспрепятствовать этой агрессивной акции, то нападающий заплачет, досадуя на то, что не смог реализовать свое инстинктивное желание. Сейчас это проблема многих детских садов. Более иллюстративный пример приводит Адлер (1978). Он описывает случай, когда пятилетний мальчик просил у родителей поносить маленькую сестренку на руках и, выбрав подходящий момент, бросил ее на пол [9, с.39-41].

Так как инстинкт основной, то с его помощью можно объяснить все, что касается поведения человека. Например, существует известный факт брат и сестра не испытывают друг к другу сексуального чувства. Этот так называемый "табу-инцест" существует у шимпанзе и даже у дрозофил. Даже автор идеи о всемогуществе сексуального инстинкта Зигмунд Фрейд не мог объяснить этого феномена. А все просто - конкурентный инстинкт между

близкими подавляет сексуальный.

Таким же процессом является дружба. Как выяснилось большинство считает себя в чем-то лучше своих друзей. Поэтому они любят встречаться со старыми друзьями, но не посещают традиционные вечера в школе. Посещают их в основном отличники или бывшие активисты. Их тянет в среду, в которой они имели успех [23, с.15-16].

Итак, как показали результаты исследования, мы живем с единственной целью стать лучше или, по крайней мере, не хуже окружающих нас людей, хотя бы в чем-то. Мы готовы на смерть ради достижения этой цели. Это наша биологическая потребность и проявляется она главным образом в подсознательном чувстве зависти! От зависти ребенок начинает ходить, говорить и приобретает навыки к труду. Если этот инстинкт реализуется или человек верит в такую возможность, то все в порядке - поведение человека в обществе будет нормальным. Если же нет и к тому же отсутствуют какие-либо перспективы, то человек сначала пытается реализоваться в преступной деятельности, а уж если и здесь не получается, то кончает жизнь самоубийством, или уходит из реальной жизни в алкоголизм и наркоманию [21, С.396].

Страницы: 1 2 3

Также по теме:

Экран и становление детской картины мира
Детская картина мира как особая система значений, представлений, отношений ребенка к окружающей среде, другим людям и себе самому в отличие от прежних эпох формируется в условиях “информационного бума” в большей степени под мощным влияние ...

Профессиональные особенности памяти.
Память нужна всегда независимо от видов труда. Но мы говорим о профессионально важном признаке памяти для видов труда. Дело в том, что большая нагрузка на память требуется при обучение данному виду труда, когда еще не сформировались навык ...

Анализ результатов исследования
После проведения исследования данные были занесены в таблицу (см. прил. 1). Выделим для каждого испытуемого определяющий тип общей эмоциональной направленности и подсчитаем кол-во вхождений в каждый тип эмоций (табл. 1). Таблица 1. Пред ...