Ассоциативное мышление

Ассоциативное мышление характеризуется связью мыслей без непосредственного опознания цели. Грезы, поток сознания, автоматическое письмо, сновидения – некоторые его виды. Они могут служить источниками важной информации о терапевтической ситуации, привести к интуитивным открытиям. В этой связи ассоциативная стратегия может оказаться адекватным средством в ситуации порождения идей и формирования нового знания.

Ассоциации, нередко мимолетные и непроизвольные, ткут более масштабное полотно субъективного опыта из обрывков ощущений, представлений, восприятия идей. Прислушиваясь к ассоциациям, прослеживается работа ума, но часто при этом не понимается, почему поток сознания формируется именно таким образом.

Взгляды на природу ассоциативного мышления были радикально пересмотрены в работах З. Фрейда. Одно из величайших достижений психоаналитика, заключалось в том, что источник ассоциаций он видел в сфере бессознательного. Начало этому исследованию было положено в работе «Исследование истерии», в которой Брейер и Фрейд заключили, что при анализе ассоциаций пациента обнаруживаются подавленные воспоминания и мысли, приобретшие патогенный характер в результате вытеснения и диссоциации от своего аффективного компонента.

Если способности учащегося к применению ассоциаций ограничены, супервизор может использовать прямой опрос, моделирование, поощрение и дидактическое объяснение, доказывая полезность этого вида мышления. Супервизор может задать практиканту вопросы:

«Почему это пришло Вам на ум?»

«Какой визуальный образ возник в Вашем сознании, когда пациент описывал свои суицидные мысли?»

«Не напоминает ли Вам эта консультация, другую консультацию, которую Вы проводили с этим и другим пациентом?»

Супервизор может моделировать ассоциативный подход, демонстрируя, как он сам использует ассоциации в связи с представленным материалом («Позвольте мне рассказать вам, на какие мысли это меня наводит» в т.ч. образы, фантазии и фрагменты мыслей). Эта фраза свидетельствует о стремлении и способности супервизора к творчеству и ассоциативности. Практиканту демонстрируется, каким образом ассоциации могут предоставить новую информацию о пациенте и терапевтическом диалоге.

Несмотря на то, что супервизор может поощрять с помощью вышеуказанных методов ассоциативное мышление терапевта, он должен учитывать ограниченность супервизии. Супервизия – это не терапия, она требует уважения к сокровенным мыслям, чувствам, фантазиям психолога-стажера.

Психологи, особенно начинающие, иногда испытывают чувство смущения, вины или стыда за свои раздраженные реакции на пациентов. Текущая работа с супервизорами, способствует развитию терапевтических навыков практиканта, помогают ему в управлении своими аффектами и ассоциациями. Хотя супервизия и позволяет пролить свет на бессознательные конфликты практиканта, тем не менее она не является средством для их разрешения.

Ассоциативное мышление расширяется и придает существующим данным глубину Путем расширения аналогий, образов и идей, способствующих построению гипотез, наличие различных ассоциаций помогает развить способность к индуктивному мышлению. В тоже время вряд ли можно рассчитывать на эффективность при решении задач логического порядка. По отношению к индукции, ассоциативный способ мышления рассматривается как вспомогательный.

Также по теме:

Основные теоретические подходы к изучению локуса контроля
Понятие «локус контроля» было введено в 1960-х гг. Джулианом Бернардом Роттером, американским психологом, в рамках теории социального научения. Являясь центральным конструктом этой теории, локус контроля представляет собой обобщенное ожид ...

Интеллектуальная готовность ребенка к школе
В структуре психологических исследований интеллектуальная готовность изучена, пожалуй, лучше всех прочих компонентов. Данный элемент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть пл ...

Личностная готовность к обучению в школе
Чтобы ребенок успешно учился, он прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательн ...