Физическое и психическое

Страница 1

В исследовании диалектики духовного и телесного начал можно проследить два подхода: 1) раскрытие влияния духовности на биологическую природу человека; 2) изучение воздействия биологии человека на его общественную, материальную и духовную деятельность, многообразные социальные отношения и функции.

В философии и социологии существует несколько тенденций к пониманию этой проблемы. Однако нам ближе всего мысль ученых, утверждающих, что человек – биосоциокультурная система, уникальность которой определяется врожденными способностями индивида, развивающимися, в свою очередь, в ходе становления ценностей культуры, под влиянием социальной среды.

Характер социализации не может, на наш взгляд, не зависеть от природных данных индивидуума, своеобразия его телесной и психической организации, темперамента, интеллектуального потенциала, его потребностей, задатков и одаренности. В связи с этим человека нельзя представить как «результат социума», нельзя отделять друг от друга социологические и биологические факторы, оказывающие влияние на его становление и развитие. «Одновременно он реализует себя в качестве человеческого существа, внося тем самым пусть небольшой, но реальный вклад, – рассуждает Р.Л. Лившиц, – в развитие родовой сущности человека»[1]. Все эти проблемы сегодня особенно актуальны, тем более что усилилось воздействие современного общества, науки и техники на организм и психику человека, а также возросла роль отдельной личности в развертывании социокультурных процессов.

Однако биологическое начало трудно считать приоритетным в человеке. Оно – материал, природная основа для становления человека, формирования его общественных и телесных качеств, свойств, а также способностей. В.С. Соловьев, рассматривая вопрос о целостности индивида, развивал, как известно, мысль о том, что духовность заключается в способности господствовать над витальными влечениями.

Социально-философский анализ телесной культуры содержится в работах В.И. Столярова[2][3], Л.В. Жарова[4]. По мнению Л.В. Жарова, конкретная разработка научных основ анализа человеческой деятельности находится на путях понимания основного вопроса философии. При этом человеческое сознание предстает как сложная организация, включающая в себя духовные и телесные структуры (внутренние и внешние органы этой телесности – не пространственное определение органов человеческого тела, а их смысловое определение). Такое понимание телесности позволяет сблизить ее с понятием «природа человека», дать целостное понимание человека, а тем самым, как утверждает Л.В. Жаров, трактовать человеческую телесность в аспекте понимания человеческой сущности[5].

Результатом такого опосредствования является изменение человеком своей собственной природы. В связи с этим мы полагаем, что человеческий организм как человеческая телесность представляет собой субстрат надбиологического порядка; она выступает уже не как организм, а как человеческая телесность, как чувственное образование, как явление культуры. «Духовность личности (равно как и бездуховность) – пишет Р.Л. Лившиц, – не является чем-то абсолютно простым, элементарным. Личность, определяя свою смысложизненную позицию в мире, самоопределяется в отношении общества (социальных связей и мира культуры), в отношении других людей, а также в отношении собственной телесности» [6].

Своеобразна и сама система совершенствования духовного и телесного потенциалов человека. Ее основу составляют не закономерности, скажем, стоимостных отношений, как это характерно, например, для отношений товарного производства или профессионального спорта, а закономерности становления форм общения по поводу совершенствования внешних и внутренних органов человеческой телесности, духовно-телесного единства человека. Такой подход встречает все большее понимание и применительно к физической культуре[7], которая позволяет реализовать единство превосходных духовных, душевных и телесных качеств.

Разумеется, тело человека, рассматриваемое само по себе и в той мере, в какой оно биологически детерминировано, дано ему от природы, т.е. не относится к духовному миру. Но человеческое тело лишь до определенного момента находится вне социальной сферы. На определенном этапе и оно включается в систему социальных отношений, в социальную жизнедеятельность людей, выступая в качестве продукта этой деятельности.

Телесность человека, его двигательная активность включаются в систему социальных и спонтанно действующих социальных факторов, которые объективно ведут к укреплению или, наоборот, к разрушению тех или иных человеческих свойств и качеств (все зависит от особенностей образа жизни).

Страницы: 1 2 3

Также по теме:

Межличностные отношения как показатель психологического климата коллектива и успешности групповой деятельности
Психологический климат коллектива создается и проявляется в процессе общения, межличностных отношений, на фоне которых реализуются групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и межгрупповые конфликты. При этом приобретают ...

Факторы, препятствующие психологическому развитию
Индивидуация, осуществляемая сознательно, — трудная задача, так что человек должен быть психологически здоров, чтобы управлять этим процессом. Как писал Юнг, «это то, что дерево делает деревом». Подобно любому естественному процессу, ин ...

Причины депрессии
Депрессия была отмечена еще в древние времена. Описания явлений, которые тогда называли нарушениями настроения, можно найти во многих древних документах разных культур. История о царе Сауле в Ветхом Завете включает в себя описание депресс ...