Основные направления исследования психологии предпринимательской деятельности в России

Статьи по психологии » Индивидуально–психологические особенности личности успешного предпринимателя » Основные направления исследования психологии предпринимательской деятельности в России

В последние годы ученые самых разных профессиональных направлений (экономисты, философы, психологи, социологи и др.) уделяют серьезное внимание развитию теории предпринимательства, его сущностным характеристикам, роли в экономическом развитии стран. Серьезным исследованиям подвергаются личностные характеристики предпринимателей, постоянно добивающихся успехов в своем бизнесе.

Психологи В.С. Автономов и С.М. Белозеров считают, что «предпринимательство – особый, связанный с риском вид деятельности по организации нового потенциала, прибыльного дела. Это не управление, это творческая активность в экономике, связанная со специфическими личностными качествами».

И. Бунин определяет предпринимательство как поиск, выявление и использование деловых возможностей, появляющихся в результате перемен в управленческих, маркетинговых, технологических и других подсистемах.

С.К. Рощин пишет, что предпринимательству, как особому виду деятельности, придает своеобразие набор определенных способностей и умений, не только дающих материальное благосостояние, но и накладывающих на человека серьезную ответственность. Каждый имеет право стать предпринимателем, но не каждый может.

П.Г. Щедровицкий определяет предпринимательство как «тип мышления и деятельности. Движущая сила предпринимательства, считает он, - это воля, представления и мысли. Предпринимательская деятельность складывается, когда осознается тот факт, что производство не создает новые ресурсы. Предприниматель в процессе мыследеятельности создает новые функции продукта и заполняет пустоты рынка. Для этой деятельности нужны знания и проекты, в результате чего происходит репрезентация будущего».

Отечественные исследователи А.Д. Смирнов, В.Ф. Максимов, Д.Н. Акуленок и др. видят мотивационную структуру предпринимателя так. Во-первых, необходимо острое желание выделиться, проявить себя, удовлетворить здоровое честолюбие. Во-вторых, стремиться к независимости. В-третьих, желать принести благо обществу. В-четвертых, удовлетворить личные потребности в лидерстве. В-пятых, проявить потребность в самовыражении, самоактуализации, которая является отчаянной борьбой за бессмертие (по А. Маслоу, Г. Олпорту, К. Роджерсу). Наиболее ярко выражена такая мотивация у творческих людей, и заключается она в стремлении «оставить после себя след на земле».

Таким образом, предприниматели – это люди самых разных социальных слоев, которых объединяет неприятие единообразия в экономике и общественно-политической среде, а также для создания успешной предпринимательской деятельности имеющие наличие капитала, социальных связей, обладание определенными личностными характеристиками и индивидуально-психологическими особенностями.

Также по теме:

Интеллект и эффективность управленческой деятельности
Прямая зависимость между успешностью управленческой деятельности и интеллектом руководителя представляется на первый взгляд явной и самоочевидной. Именно это представление, являющееся в действительности иллюзорным, очень долгое время факт ...

Сопротивления личности подростка среде пенитенциария
Полагаем, что социальная работа с заключенными в качестве обязательной компоненты должна включать обучение конкретным приемам поведения, нацеленным на создание своего рода защитной среды личности. Необходимо целенаправленное формирование ...

Пределы изменчивости характера рас
Изменчивость характера рас, но не его постоянство, составляет кажущееся правило. -- Основания этой видимости. -- Неизменяемость основных черт и изменчивость второстепенных. -- Ассимиляция психологических особенностей с неизменными признак ...