Социально-психологический подход к адаптации к состоянию беременности.

Статьи по психологии » Индивидуально-психологическиеособенности адаптивности женщин к состоянию беременности » Социально-психологический подход к адаптации к состоянию беременности.

Страница 1

Проблемам адаптации к состоянию беременности в рамках социально-психологического подхода посвящена работа Н. В. Боровиковой. Автор рассматривает феномен адаптации как постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям среды. При этом типы адаптации формируются в зависимости от структуры потребностей и мотивов личности и являются решающими при выборе пути адаптации [15].

Боровикова выделяет 3 основных направления этого процесса: социальный, психологический и физиологический и две индивидуальные стратегии адаптации: пассивную и активную. Сутью пассивной стратегии является сохранение женщиной себя, прежде всего, как биологической единицы, желание сохранить в неизменном виде прошлый образ жизни, использование для достижения целей «выживания» в новой ситуации хорошо отлаженных и ранее эффективных стереотипов взаимодействия с окружающими людьми и самой собой. Эгоцентрическая позиция более свойственна активной стратегии адаптации. Беременная женщина не только адаптируется к изменяющемуся образу – Я, но и приспосабливает окружающий мир к своему новому образу. Активная стратегия – это стратегия, центрированная на совершаемых самой женщиной внутриличностных и внешних социальных перестройках, на изменении прежнего образа жизни. Рассматривая этап адаптации, автор включает в него следующие психологические симптомы беременности: установка на беременность; аффект осознания себя беременной; симптом принятия решения; симптом нового Я.

Социальный уровень анализа категории «здоровье» связан, прежде всего, с детерминацией социальных условий, обеспечивающих здоровье человека или группы (общества) и с раскрытием понятий социального статуса, социального благополучия, социальной безопасности и анализируется в предметном слое социологии здоровья, социологии семьи, социальной психологии. Заимствование категории здоровья социальными науками обусловлено глобальными изменениями, происходящими в социальной сфере на микро - и макроуровне и необходимостью выработки ценностного отношения к своему здоровью на уровне сознания, созданию новых способов поведения и жизненных стратегий.

Материнство, как условие социального здоровья женщины, рассматривается в исследованиях А. И. Антонова (1996), В. В. Бойко (1991), И. С. Кона(1990), В. А. Медкова (1987), М. С. Радионовой (1997).

Репродуктивная мотивация, установки, ценности и нормы как субъективный фактор социального здоровья беременных женщин являлись объектом исследования в работах Н. Б. Баркалова (1984). С. И. Голода (1984, 1996). Л. Е.Дарского (1972). В. В. Елизарова (1987).

Психопрофилактической и социальной подготовке будущих мам как основному направлению социальной работы посвящены разработки В. В.Абрамченко (1991), В. М. Астахова (1986), Н. Л. Долженковой (1996), Н. П.Коваленко (1996), О. Л. Тряниной (1989).

Социальному статусу беременной женщины посвящены работы E. Freidson (1985), R. Hessler (1978), J. Mckinlay (1998). Авторы рассматривают беременность с позиций приобретения женщиной нового социального статуса, требующего закрепленных в общественном сознании норм и правил поведения.

Страницы: 1 2

Также по теме:

Использование психологических игр в семье
Исторически сложилось так, что игра ориентирована в основном на ребенка. Однако эффективность коррекционного воздействия без учета контекста семейных взаимоотношений (причем не только ребенка и остальных членов семьи, но и отношений между ...

Имиджмейкер
Имиджмейкер – это творец, создатель, производитель имиджей. Теоретически, имиджмейкер – исключительно автор и разработчик оптимальной модели, под которую подгоняется прообраз имиджа. На практике, одновременно, он является еще и реализатор ...

Интеграция противоположностей.
Формирование и завер­шение гештальтов зависит от способности личности четко опре­делять свои потребности и умение вступить в контакт со средой для того, чтобы удовлетворить эти потребности. Контакт со сре­дой во многом зависит, во-первых ...