Социально-психологический подход к адаптации к состоянию беременности.

Статьи по психологии » Индивидуально-психологическиеособенности адаптивности женщин к состоянию беременности » Социально-психологический подход к адаптации к состоянию беременности.

Страница 1

Проблемам адаптации к состоянию беременности в рамках социально-психологического подхода посвящена работа Н. В. Боровиковой. Автор рассматривает феномен адаптации как постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям среды. При этом типы адаптации формируются в зависимости от структуры потребностей и мотивов личности и являются решающими при выборе пути адаптации [15].

Боровикова выделяет 3 основных направления этого процесса: социальный, психологический и физиологический и две индивидуальные стратегии адаптации: пассивную и активную. Сутью пассивной стратегии является сохранение женщиной себя, прежде всего, как биологической единицы, желание сохранить в неизменном виде прошлый образ жизни, использование для достижения целей «выживания» в новой ситуации хорошо отлаженных и ранее эффективных стереотипов взаимодействия с окружающими людьми и самой собой. Эгоцентрическая позиция более свойственна активной стратегии адаптации. Беременная женщина не только адаптируется к изменяющемуся образу – Я, но и приспосабливает окружающий мир к своему новому образу. Активная стратегия – это стратегия, центрированная на совершаемых самой женщиной внутриличностных и внешних социальных перестройках, на изменении прежнего образа жизни. Рассматривая этап адаптации, автор включает в него следующие психологические симптомы беременности: установка на беременность; аффект осознания себя беременной; симптом принятия решения; симптом нового Я.

Социальный уровень анализа категории «здоровье» связан, прежде всего, с детерминацией социальных условий, обеспечивающих здоровье человека или группы (общества) и с раскрытием понятий социального статуса, социального благополучия, социальной безопасности и анализируется в предметном слое социологии здоровья, социологии семьи, социальной психологии. Заимствование категории здоровья социальными науками обусловлено глобальными изменениями, происходящими в социальной сфере на микро - и макроуровне и необходимостью выработки ценностного отношения к своему здоровью на уровне сознания, созданию новых способов поведения и жизненных стратегий.

Материнство, как условие социального здоровья женщины, рассматривается в исследованиях А. И. Антонова (1996), В. В. Бойко (1991), И. С. Кона(1990), В. А. Медкова (1987), М. С. Радионовой (1997).

Репродуктивная мотивация, установки, ценности и нормы как субъективный фактор социального здоровья беременных женщин являлись объектом исследования в работах Н. Б. Баркалова (1984). С. И. Голода (1984, 1996). Л. Е.Дарского (1972). В. В. Елизарова (1987).

Психопрофилактической и социальной подготовке будущих мам как основному направлению социальной работы посвящены разработки В. В.Абрамченко (1991), В. М. Астахова (1986), Н. Л. Долженковой (1996), Н. П.Коваленко (1996), О. Л. Тряниной (1989).

Социальному статусу беременной женщины посвящены работы E. Freidson (1985), R. Hessler (1978), J. Mckinlay (1998). Авторы рассматривают беременность с позиций приобретения женщиной нового социального статуса, требующего закрепленных в общественном сознании норм и правил поведения.

Страницы: 1 2

Также по теме:

Образы мужчин и женщин в массовом сознании
Стереотипы – это веками складывающиеся представления об образах окружающего мира, которые передаются из поколения в поколение и присваиваются ребенком как безусловные правила, законы либо нормы поведения. Гендерные стереотипы – это один ...

Медитация
Методы медитации сводятся к двум-трем основным типам, каждый из которых имеет целью достижение определенного состояния сознания. Этим состояниям в восточных культурах придается огромная ценность, их связывают с такими идеями как "спа ...

Использование игротерапии для развитий межличностных отношений у детей старшего подросткового возраста.
В основу формирующего этапа опытно-экспериментальной работы положена система коррекционных игр-упражнений, разработанная Е.А. Левановой, М.Р. Битяновой и адаптированная нами к педагогическому процессу группы. Нами была составлена коррекци ...