Воля

Страница 1

Воля

— сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это - способность человека, которая прояв­ляется в самодетерминации и саморегуляции

им своего поведения и психических явлений.

Основные признаки волевого акта:

а) приложение усилий для выполнения волевого акта;

б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;

в) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;

г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

Волевая регуляция поведения

Волевая регуляция поведения характеризуется состоянием опти­мальной мобилизованности личности, потребного режима активнос­ти, концентрацией этой активности в необходимом направлении.

Главную психологическую функцию воли составляет усиле­ние мотивации и совершенствование на этой основе регуляции дей­ствий. Этим волевые действия отличаются от импульсивных, т. е. действий, совершаемых непроизвольно и недостаточно контролиру­емых сознанием.

На уровне личности проявление воли находит свое выражение в таких свойствах как сила воли

(степень необходимого волевого усилия для достижения цели), настойчивость (умение человека мо­билизовать свои возможности для длительного преодоления трудно­стей), выдержка

(умение тормозить действия, чувства, мысли, ме­шающие осуществлению принятого решения), энергичность

и др. Это - первичные (базовые) волевые личностные качества, определя­ющие большинство поведенческих актов.

Существуют и вторичные, развивающиеся в онтогенезе поз­же, чем первичные, волевые качества: решительность

(умение при­нимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые ре­шения), смелость

(умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия), самообладание

(умение контролировать чувствен­ную сторону своей психики и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач), уверенность в себе.

Эти качества следует рассматривать не только как волевые, но и как характеро­логические.

К третичным следует отнести волевые качества, теснейшим образом связанные с нравственными: ответственность

(качество, характеризующее личность с точки зрения выполнения ею нрав­ственных требований), дисциплинированность(сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установлен­ному порядку), принципиальность

(верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведе­нии), обязательность

(умение добровольно возложить на себя обя­занности и выполнить их). К этой же группе относятся качества воли, связанные с отношением человека к труду: деловитость, инициативность

(умение работать творчески, предпринимая по­ступки по собственному почину), организованность

(разумное планирование и упорядочение своего труда), исполнительность

(старательность, выполнение в срок поручений и своих обязаннос­тей) и т. д. Третичные качества воли обычно формируются только к подростковому возрасту, т. е. моменту, когда уже имеется опыт во­левых действий.

Волевые действия можно подразделить на простые и слож­ные.

В простом волевом акте побуждение к действию (мотив) перехо­дит в само действие почти автоматически. В сложном волевом акте действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов, принятие решений, возникновение намерения его осуществить, со­ставление плана его осуществления и т. д.

Развитие воли у человека связано:

а) с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные;

б) с приобретением человеком контроля над своим поведе­нием;

Страницы: 1 2

Также по теме:

Психодиагностические методики исследования познавательных процессов в зрелом возрасте, описание методик
Методики для диагностики познавательных процессов личности в зрелом возрасте [9, с. 10]: Исследование Восприятия: 1. Методика исследования восприятия времени. 2. Тест Мюнстерберга на восприятие Исследование Внимания: 1. Методика табл ...

Развитие познавательной и эмоционально-личностной сферы интеллектуально недостаточных детей
Как и всякие другие дети, интеллектуально недостаточные дети на протяжении всех лет своей жизни развиваются. Это положение настолько очевидно, что его нет необходимости доказывать. Психика развивается даже при самых глубоких степенях инте ...

Фрейд о голосе и звуке
З. Фрейд отводит голосу важную роль в развитии ребенка. В работе «Очерк психологии» (Freud S., 1895, S. 410, 426, 457) он отмечает, что крик служит чисто моторной разрядке внутреннего разряжения, происходящей по рефлекторной схеме. Данный ...