Воля

Страница 1

Воля

— сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это - способность человека, которая прояв­ляется в самодетерминации и саморегуляции

им своего поведения и психических явлений.

Основные признаки волевого акта:

а) приложение усилий для выполнения волевого акта;

б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;

в) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;

г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

Волевая регуляция поведения

Волевая регуляция поведения характеризуется состоянием опти­мальной мобилизованности личности, потребного режима активнос­ти, концентрацией этой активности в необходимом направлении.

Главную психологическую функцию воли составляет усиле­ние мотивации и совершенствование на этой основе регуляции дей­ствий. Этим волевые действия отличаются от импульсивных, т. е. действий, совершаемых непроизвольно и недостаточно контролиру­емых сознанием.

На уровне личности проявление воли находит свое выражение в таких свойствах как сила воли

(степень необходимого волевого усилия для достижения цели), настойчивость (умение человека мо­билизовать свои возможности для длительного преодоления трудно­стей), выдержка

(умение тормозить действия, чувства, мысли, ме­шающие осуществлению принятого решения), энергичность

и др. Это - первичные (базовые) волевые личностные качества, определя­ющие большинство поведенческих актов.

Существуют и вторичные, развивающиеся в онтогенезе поз­же, чем первичные, волевые качества: решительность

(умение при­нимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые ре­шения), смелость

(умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия), самообладание

(умение контролировать чувствен­ную сторону своей психики и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач), уверенность в себе.

Эти качества следует рассматривать не только как волевые, но и как характеро­логические.

К третичным следует отнести волевые качества, теснейшим образом связанные с нравственными: ответственность

(качество, характеризующее личность с точки зрения выполнения ею нрав­ственных требований), дисциплинированность(сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установлен­ному порядку), принципиальность

(верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведе­нии), обязательность

(умение добровольно возложить на себя обя­занности и выполнить их). К этой же группе относятся качества воли, связанные с отношением человека к труду: деловитость, инициативность

(умение работать творчески, предпринимая по­ступки по собственному почину), организованность

(разумное планирование и упорядочение своего труда), исполнительность

(старательность, выполнение в срок поручений и своих обязаннос­тей) и т. д. Третичные качества воли обычно формируются только к подростковому возрасту, т. е. моменту, когда уже имеется опыт во­левых действий.

Волевые действия можно подразделить на простые и слож­ные.

В простом волевом акте побуждение к действию (мотив) перехо­дит в само действие почти автоматически. В сложном волевом акте действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов, принятие решений, возникновение намерения его осуществить, со­ставление плана его осуществления и т. д.

Развитие воли у человека связано:

а) с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные;

б) с приобретением человеком контроля над своим поведе­нием;

Страницы: 1 2

Также по теме:

Методы эффективного самоконтроля поведения
Люди всегда заинтересованы в том, чтобы самостоятельно управлять своей жизнью. К сожалению, однако, далеко не все имеют адекватные навыки самоконтроля и поэтому живут не столь эффективно, как могли бы. Например, некоторые едят слишком мно ...

Основные теоретические подходы к изучению локуса контроля
Понятие «локус контроля» было введено в 1960-х гг. Джулианом Бернардом Роттером, американским психологом, в рамках теории социального научения. Являясь центральным конструктом этой теории, локус контроля представляет собой обобщенное ожид ...

Теоретические задачи возрастной психологии
— изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека; — периодизация психического развития в онтогенезе; — изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возн ...