Критика отечественной методологии личности

Статьи по психологии » Гуманистическая теория личности » Критика отечественной методологии личности

Представляется, что сегодня деятельностная тематика, как в философии, так и в психологии, перестала быть популярной. Следует отметить, что разработчики деятельностного подхода сами начали выражать сомнения в его универсальном характере. Кроме этого, в адрес деятельностного подхода выдвигается ряд претензий.

Во-первых, сторонники этого подхода связывали его с определенной интерпретацией идей К. Маркса. Сегодня, когда все, так иначе связанное с именем К. Маркса и его философией, склонно восприниматься как нечто негативное, неудивительно и отрицательное отношение к деятельностному подходу. Именно негативное отношение обусловливает распространение мнений (в том числе и среди бывших сторонников этого подхода), что эта проблематика была вынужденной формой приспособления к официальной идеологии, что все интересные результаты, полученные в рамках этого подхода, могут быть интерпретированы иначе и что современные науки о человеке вообще должны искать иную методологию.

Во-вторых, конкретные теории деятельности, разработанные в отечественной философии, методологии, психологии, столкнулись с рядом проблем, которые, по мнению критиков деятельностного подхода, не могут быть решены в рамках этих теорий, решение возникших проблем находится вне деятельностного подхода. В основном, критические замечания делаются в адрес деятельностной методологии Г.П. Щедровицкого, психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина и др. Замечания состоят в том, что в центре внимания теорий вышеперечисленных психологов находится индивидуальная деятельность (анализ отдельных действий и операций, на которые можно разложить эти действия), а не коллективная деятельность, от которой в действительности индивидуальная деятельность и тем более отдельные действия производны. "Критикуется также и одна из основных идей этих теорий: попытка представить возникновение если не всех, то, по крайней мере, специфически человеческих психических образований в качестве результата интериоризации внешних предметных действий, их переноса во "внутренний план". Критики этой идеи обращают внимание на то, что при таком понимании неясно, как возникает сам "внутренний план". Кроме того, уподобление внутренних психических процессов, которые трансформированы внешними действиями, представляется большим упрощением".

В-третьих, претензии исходят из того, что деятельностный подход предполагает узкое понимание философии, потому что наши исследователи имели слабое представление о современных философских концепциях. Действительно, новая философская тематика зачастую кажется несовместимой с деятельностным подходом. Например, как можно совместить феноменологию с этим подходом, если первая исходит из идеи созерцания, интуитивного схватывания, а последний из идеи конструирования и созидания? Деятельностному подходу противостоит и развитие экологического сознания, которое все беды современной цивилизации усматривает именно в активном преобразовании окружающей среды и считает саму установку на проектирование и конструирование весьма опасной.

Также по теме:

Эмоции
Виды эмоций человека и их роль в профессиональной деятельности Под эмоциями понимают, с одной стороны, своеобразное выражение субъективного отношения человека к предметам и явлениям окру­жающей действительности в форме непосредственных ...

Социальная компетентность подростков, больных шизофренией
Социальная компетентность является фактически новым понятием как для психологии вообще, так для клинической психологии в частности. Однако это проблема является актуальной и значимой на сегодняшний день. Количество людей, страдающих от пс ...

Как помочь учителю получить знания о личности и индивидуальности шестилетнего ребенка
В публицистической и психолого-педагогической литературе на протяжении десятилетий ведется дискуссия о том, надо ли проводить отборочные испытания будущих первоклассников. В постановлениях Министерства Образования Российской Федерации [54 ...