Понятие имиджа в работах отечественных и зарубежных исследователей

Статьи по психологии » Имиджевые характеристики стиля руководства » Понятие имиджа в работах отечественных и зарубежных исследователей

В отечественной литературе встречается достаточно много попыток определения имиджа. Но при несогласованных подходах к изучению феномена имиджа это приводит к размытости трактовок и противоречивости позиций. Причина, вероятно, заключается в том, что на вопрос "что есть имидж? " авторы отвечают либо с позиции восприятия имиджа (со стороны оценивая имидж), либо с позиции личности (словно изнутри раскрывая особенности формирования имиджа). В этом случае приемлемой кажется позиция С.Ф. Лисовского, который утверждает, что имидж становится посредником между индивидом и массой.

С использованием подхода, условно названного "синонимическим", дает определение имиджа Е.И. Манякина. Однако понятие имиджа она раскрывает несравненно глубже: "Имидж - это ассоциативный образ и представление о ком-либо или о чем-либо, наделяющий эти объекты различными социальными, политическими, личными и эстетическими и другими ценностями, не всегда имеющими основания в реальных свойствах самих объектов, но обладающими социальной значимостью для воспринимающих такой образ. Имидж блокирует когнитивное (рациональное) познание объекта и в то же время своим внушающим воздействием создает специфическую социально-психологическую установку действия"(3, 62)

Имиджи лидеров бизнеса - отражение внимания к своим сотрудникам, своей аудитории, своим клиентам. Человек, имидж которого не соответствует ожиданиям не может рассчитывать на долгую карьеру в бизнесе. (1,376-377)

Имидж не только и не столько средство завоевать внимание, это скорее способ реагировать на требования своей аудитории. Чем выше место, на которое претендует фирма, тем более значимыми должны быть ее позиции в массовой коммуникации. Имидж лидера формируется по двум основным направлениям:

соответствие требованиям канала массовой коммуникации (манера одеваться, говорить, прическа, взгляд, поза, жесты, мимика).

характеристики, наиболее значимые для аудитории (доверие, авторитет, профессионализм).

"Имидж - это в принципе многофакторный феномен, - завершает свои рассуждения Г.Г. Почепцов. - Он является таковым, поскольку, с одной стороны, воздействие на человека осуществляется по ряду каналов, а с другой стороны - человек привык оперировать многослойными структурами, каждая из которых может и обрабатываться отдельно, и сосуществовать в человеческом восприятии на своей полочке"(4, 72)

Подход автора в целом соответствует принципу системности и отражает многоуровневость имиджа. Можно представить себе его как интегрирование двух компонентов:

Имидж является некой квинтэссенцией индивидуальных (профессиональных, стилевых, личностных) качеств руководителя.

Имидж не существует отдельно от воспринимающей его стороны (реципиента или представителей контактных групп), следовательно, является единицей информации.

Имидж руководителя - это интегральная, индивидуальная характеристика управленческих (профессиональных) и личностных качеств, отображающаяся в виде целостного образа у представителей коллектива и других лиц, находящихся с руководителем в прямом или косвенном взаимодействии.

Углублению наших представлений о сущности имиджа может способствовать рассмотрение различных подходов к классификации видов имиджа. Предложенные современными исследователями классификации имиджа не только отображают представляемую ими сущность понятия, но и влияют на предлагаемые ими механизмы становления, реализации и корректировки имиджа руководителя.

Проведенный анализ литературы также показал, что наиболее часто используется несколько подходов к классификации имиджа руководителя.

Типологический подход

Многие российские авторы, изучающие проблему имиджа (особенно те из них, кто изучал проблему в значительной мере эмпирическим путем), исходя из типологической классификации, предлагают ролевой подход при формировании имиджа. Рецепт успеха в их понимании предельно прост: научись руководитель достоверно играть роль того или иного типажа - его личный рейтинг в глазах окружающих резко вырастет. Так, В.А. Моисеев, рассуждая об особенностях восприятия того или иного образа, говорит об имидже "темной лошадки", имидже "хитрого лиса", имидже "трудяги", "борца с мафией". Ролевой подход к имиджу использует и психолог А. Добрович, выделяя роль Покровителя, роль Кумира, роль Хозяина или Господина, роль Авторитета, Виртуоза-ловкача и даже роль Удава и Дьявола. (6, 292)

Французский исследователь К. Шварценберг выводит следующую типологию руководителей самого высокого ранга - президентов страны: "герой" - спаситель нации, человек-сосед - близкий, понятный, "шармовый лидер", умеющий развлекать всех и "отец своей страны" (1, 307)

Г.Г. Почепцов предлагает следующий набор социальных типажей: "рыцарь", "хозяин", "аскет", "мыслитель", "романтик", "профессионал". Классификация по типологическому принципу, на наш взгляд, не отражает глубину явления. Авторы этих моделей предлагают зафиксировать имидж руководителя в определенном ролевом стереотипе, в то время как продвинутый руководитель находится в постоянном поиске новых успешных моделей поведения. Пользуясь языком типологии, руководитель должен одновременно проявлять, качества профессионала, стратега и хозяина в зависимости от ситуации. Вероятно, этот подход может быть использован в оценке стилевых особенностей руководителя, но не способен раскрыть суть имиджа как сложного и интегрального социально-психологического явления.

Также по теме:

Анатомо-физиологические основы памяти потерпевшего и свидетеля
В процессе расследования преступлений приходится допрашивать людей с нарушением памяти (амнезия). Чаще наблюдается нарушения памяти на текущие события у людей преклонного возраста. Однако это не является абсолютным правилом. Среди них ест ...

Иррадиация
Явление иррадиации заключается в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся увеличенными против своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. Это явление известно с очень давних времен. Еще Витрувий (I в. до н. э ...

Индивидуальный подход к детям на занятиях по развитию элементарных математических представлений
Для умственного развития дошкольников и подготовки их к школе большое значение имеют занятия по развитию элемен­тарных математических представлений. На занятиях по этому разделу программы дети не только занимаются усвоением навы­ков счета ...