Понятие имиджа в работах отечественных и зарубежных исследователей

Статьи по психологии » Имиджевые характеристики стиля руководства » Понятие имиджа в работах отечественных и зарубежных исследователей

В отечественной литературе встречается достаточно много попыток определения имиджа. Но при несогласованных подходах к изучению феномена имиджа это приводит к размытости трактовок и противоречивости позиций. Причина, вероятно, заключается в том, что на вопрос "что есть имидж? " авторы отвечают либо с позиции восприятия имиджа (со стороны оценивая имидж), либо с позиции личности (словно изнутри раскрывая особенности формирования имиджа). В этом случае приемлемой кажется позиция С.Ф. Лисовского, который утверждает, что имидж становится посредником между индивидом и массой.

С использованием подхода, условно названного "синонимическим", дает определение имиджа Е.И. Манякина. Однако понятие имиджа она раскрывает несравненно глубже: "Имидж - это ассоциативный образ и представление о ком-либо или о чем-либо, наделяющий эти объекты различными социальными, политическими, личными и эстетическими и другими ценностями, не всегда имеющими основания в реальных свойствах самих объектов, но обладающими социальной значимостью для воспринимающих такой образ. Имидж блокирует когнитивное (рациональное) познание объекта и в то же время своим внушающим воздействием создает специфическую социально-психологическую установку действия"(3, 62)

Имиджи лидеров бизнеса - отражение внимания к своим сотрудникам, своей аудитории, своим клиентам. Человек, имидж которого не соответствует ожиданиям не может рассчитывать на долгую карьеру в бизнесе. (1,376-377)

Имидж не только и не столько средство завоевать внимание, это скорее способ реагировать на требования своей аудитории. Чем выше место, на которое претендует фирма, тем более значимыми должны быть ее позиции в массовой коммуникации. Имидж лидера формируется по двум основным направлениям:

соответствие требованиям канала массовой коммуникации (манера одеваться, говорить, прическа, взгляд, поза, жесты, мимика).

характеристики, наиболее значимые для аудитории (доверие, авторитет, профессионализм).

"Имидж - это в принципе многофакторный феномен, - завершает свои рассуждения Г.Г. Почепцов. - Он является таковым, поскольку, с одной стороны, воздействие на человека осуществляется по ряду каналов, а с другой стороны - человек привык оперировать многослойными структурами, каждая из которых может и обрабатываться отдельно, и сосуществовать в человеческом восприятии на своей полочке"(4, 72)

Подход автора в целом соответствует принципу системности и отражает многоуровневость имиджа. Можно представить себе его как интегрирование двух компонентов:

Имидж является некой квинтэссенцией индивидуальных (профессиональных, стилевых, личностных) качеств руководителя.

Имидж не существует отдельно от воспринимающей его стороны (реципиента или представителей контактных групп), следовательно, является единицей информации.

Имидж руководителя - это интегральная, индивидуальная характеристика управленческих (профессиональных) и личностных качеств, отображающаяся в виде целостного образа у представителей коллектива и других лиц, находящихся с руководителем в прямом или косвенном взаимодействии.

Углублению наших представлений о сущности имиджа может способствовать рассмотрение различных подходов к классификации видов имиджа. Предложенные современными исследователями классификации имиджа не только отображают представляемую ими сущность понятия, но и влияют на предлагаемые ими механизмы становления, реализации и корректировки имиджа руководителя.

Проведенный анализ литературы также показал, что наиболее часто используется несколько подходов к классификации имиджа руководителя.

Типологический подход

Многие российские авторы, изучающие проблему имиджа (особенно те из них, кто изучал проблему в значительной мере эмпирическим путем), исходя из типологической классификации, предлагают ролевой подход при формировании имиджа. Рецепт успеха в их понимании предельно прост: научись руководитель достоверно играть роль того или иного типажа - его личный рейтинг в глазах окружающих резко вырастет. Так, В.А. Моисеев, рассуждая об особенностях восприятия того или иного образа, говорит об имидже "темной лошадки", имидже "хитрого лиса", имидже "трудяги", "борца с мафией". Ролевой подход к имиджу использует и психолог А. Добрович, выделяя роль Покровителя, роль Кумира, роль Хозяина или Господина, роль Авторитета, Виртуоза-ловкача и даже роль Удава и Дьявола. (6, 292)

Французский исследователь К. Шварценберг выводит следующую типологию руководителей самого высокого ранга - президентов страны: "герой" - спаситель нации, человек-сосед - близкий, понятный, "шармовый лидер", умеющий развлекать всех и "отец своей страны" (1, 307)

Г.Г. Почепцов предлагает следующий набор социальных типажей: "рыцарь", "хозяин", "аскет", "мыслитель", "романтик", "профессионал". Классификация по типологическому принципу, на наш взгляд, не отражает глубину явления. Авторы этих моделей предлагают зафиксировать имидж руководителя в определенном ролевом стереотипе, в то время как продвинутый руководитель находится в постоянном поиске новых успешных моделей поведения. Пользуясь языком типологии, руководитель должен одновременно проявлять, качества профессионала, стратега и хозяина в зависимости от ситуации. Вероятно, этот подход может быть использован в оценке стилевых особенностей руководителя, но не способен раскрыть суть имиджа как сложного и интегрального социально-психологического явления.

Также по теме:

Факторы, препятствующие психологическому развитию
Индивидуация, осуществляемая сознательно, — трудная задача, так что человек должен быть психологически здоров, чтобы управлять этим процессом. Как писал Юнг, «это то, что дерево делает деревом». Подобно любому естественному процессу, ин ...

Постановка проблемы исследования.
Мы будем придерживаться подхода Наенко Н.И. [39, с. 60] к проблеме тревожности как компоненту информационного стресса в учебной деятельности. Он рассматривает тревожность - как многозначный психологический термин, которым описывают как оп ...

Игра в старшем дошкольном возрасте.
а) Особенности сюжетно-ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников, как правило, коллективна. Она отличается разнообразием тематики, сложностью и развернутостью сюжетов. Дети отражают в играх события и ситуации, далеко выходя ...