Объективный и субъективный характер цели воспитания

Страница 1

Сформулированная обществом реальная цель воспитания носит объективный характер. Это значит, что она отражает принятые обществом ценности и направлена на воспитание необходимых обществу людей. Кроме того, при разра­ботке реальной цели воспитания учиты­ваются объективные закономерности раз­вития человека, особенности культуры, быта, традиций, даже географическое расположение и климатические усло­вия страны.

Цели воспитания могут носить и субъективный харак­тер. Как правило, это происходит в том случае, когда конк­ретная семья формулирует для себя, каким они хотят выра­стить своего ребенка. Такая цель может совпадать с реаль­ной объективной целью, а может и вступать с нею в противоречие. Если противоречия острые, трудно разреши­мые, это может оказаться пагубным для развивающейся личности. Но субъективные цели позитивны тем, что при их формулировании и реализации родители учитывают осо­бенности индивидуального развития своего ребенка, созда­ют условия для осуществления цели. Конечно, бывает и так, что родители не столько учитывают возможности своего малыша, сколько руководствуются своими желаниями (ре­бенок не проявляет особой склонности к музыке, а родите­ли решили сделать из него музыканта).

Государственные образовательные учреждения не обла­дают правом формулировать такую цель воспитания детей, которая бы не совпадала с реальной объективной целью, заданной государством, даже если они с ней не согласны. Частные же образовательные учреждения могут принимать субъективные цели, но и они не должны вступать в проти­воречие с государственными целями, иначе дети, воспиты­вающиеся и обучающиеся в таких учреждениях, в дальней­шем попадут в «тупиковую» ситуацию.

И все же, несмотря на видимость жесткой детерминиро­ванности цели воспитания социальными, политическими и экономическими условиями, прогресс в развитии личнос­ти был бы невозможен, если бы на цель воспитания не ока­зывали влияние и сама личность, и общечеловеческие, вне-исторические идеалы. Во все века, при всех общественных формациях ценились такие человеческие качества, как доб­рота, гуманность, милосердие, бескорыстие, способность жертвовать собой ради других людей, умение сочувствовать, содействовать. Возникает противоречие: обществу в определенный период его развития, например нашему об­ществу, требуются люди деловые, уверенные в себе, с яр­кой индивидуальностью, независимые. А все перечислен­ные ранее качества для развития и прогресса общества, для благополучия людей сегодня как бы и не очень нужны. Со­гласно логике социальной детерминированности цели вос­питания, все силы сегодня должны быть направлены на вос­питание деловых людей. И действительно, появилось мно­го таких людей, возникли учебные заведения, формирующие подобную модель современного человека. Но в обществе назревает своего рода социальный взрыв из-за «дефицита нравственности» у отдельных личностей и во взаимоотно­шениях между людьми . И общество как государственная структура вынуждено вносить коррективы в идеалы и цели воспитания. Таким образом, личность, личности не только следуют за обществом и предлагаемыми им целями, но и сами ведут его и корректируют цели воспитания. При этом субъективная цель выходит на уровень объективной ее фор­мулировки и характеристики.

Страницы: 1 2

Также по теме:

Факторы родительского воспитания
Факторы родительского воспитания – параметры родительского поведения и общения с детьми, ответственные за формирование у них определенных личностных черт. Родительское отношение является двойственным и противоречивым, представляя, с одно ...

Основы эффективности руководства. Общие принципы
Можно считать, что наука об эффективном управлении (менеджмент) возникла на рубеже двадцатого века. Его основание принято связывать с именем Ф. Тейлора (см. Щербатых, 2005), который первым опубликовал научные принципы управления: · Любой ...

Становление социальной психологии
Специфика становления советской социальной психологии обусловлена двумя обстоятельствами: во-первых, статусом этой дисциплины как пограничной между социологией и психологией (что дает основания рассмотреть ее развитие внутри каждой из наз ...