конструктивной активностью в неопределенных ситуациях.
Потребность в творчестве возникает в том случае, когда оно нежелательно или невозможно из-за внешних обстоятельств, т.е. сознание в этой ситуации провоцирует активность бессознательного. Таким образом, сознание в творчестве пассивно и лишь воспринимает творческий продукт, а бессознательное активно порождает творческий продукт. Отсюда творческий акт является слиянием логического (анализ-синтез в процессе воображения) и интуитивного (инсайт) уровней мышления.
Психическая жизнь личности – это процесс смены двух форм внутренней и внешней активности: творчества и деятельности. При этом деятельность целесообразна, произвольна, рациональна, сознательно регулируема, побуждается определенной мотивацией и функционирует по типу отрицательной обратной связи: достижение результата завершает этап деятельности. Творчество же спонтанно, непроизвольно, иррационально, не поддается регуляции со стороны сознания, оно мотивируется отчуждением человека от мира и функционирует по принципу положительной обратной связи: получение творческого продукта только подстегивает процесс, делая его бесконечным. Отсюда деятельность – это жизнь сознания, механизм которого сводится к взаимодействию активного сознания с пассивным бессознательным, тогда как творчество есть жизнь доминирующего бессознательного при взаимодействии с пассивным сознанием.
В процессе создания творческого продукта (креативном процессе) выделяется ряд обязательных стадий:
появление нестандартной проблемы и возникновение противоречия между необходимостью и невозможностью ее решения;
зарождение и оптимизация мотивации к решению задачи;
созревание идеи в процессе рационального отбора и накопления суммы знаний о проблеме;
логический «тупик», сопровождаемый обязательной фрустрацией эмоционально-волевой сферы личности;
озарение (инсайт) – интуитивное прозрение, как бы выталкивающее нужную идею в сознание;
экспериментальная проверка идеи.
Таким образом, при всем многообразии психологических теорий креативности, существует ряд основополагающих признаков творческой деятельности, воздействуя на которые можно, в той или иной степени, повышать продуктивность творческого мышления и развивать творческие способности личности.
Также по теме:
Психофизиологические основы агрессивности
Устойчивость половых различий в проявлениях агрессивности, независимо от национальности и культуры, навела на мысль о гормональных
влияниях на формирование агрессивной реакции. Согласно этой гипотезе, усиление агрессивности способствует ...
Игра как психологический метод развития личности
Люди играют в психологические игры. Для того чтобы играть, игроки должны знать правила игры. При этом, если вступающий в игру собирается играть в бридж, в то время как остальные собираются играть в покер, ему вряд ли удастся хорошо сыграт ...
Проективная сказка в психодиагностике семейных проблем
Успешность коррекционной работы с семьей во многом зависит от того, насколько психологу удалось понять суть семейных проблем. Основными методами диагностики при этом являются методы беседы и метод включенного наблюдения. Однако функционир ...
Разделы