Теории личности

Страница 2

· экстраверт –

мыслительный – сфокусирован на изучении внешнего мира, практичен, заинтересован в получении фактов, логичен, хороший ученый;

· интроверт –

мыслительный – заинтересован в понимании собственных идей, рассудителен, бьется над философскими проблемами, ищет смысл собственной жизни, держится на расстоянии от людей.

Согласно аналитической теории, личность – это совокупность врожденных и реализованных архетипов, а структура личности определяется как индивидуальное своеобразие соотношения отдельных свойств архетипов, отдельных блоков бессознательного и сознательного, а также экстравертированной или интровертированной установок личности.

Сторонники гуманистическойтеории личности в психологии (К. Роджерс

и А. Маслоу

) главным источником развития личности считают врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. В психике человека существуют две врожденные тенденции. Первая, называемая им «самоактуализирующейся тенденцией», содержит изначально в свернутом виде будущие свойства личности человека. Вторая – «организмический отслеживающий процесс» – представляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура «Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я». Эти подструктуры структуры «Я» находятся в сложных отношениях – от полной гармонии до полной дисгармонии.

Цель жизни – реализовать весь свой врожденный потенциал, «быть полностью функционирующей личностью», то есть, человеком, который использует все свои способности, таланты и движется к полному познанию себя, следуя своей истинной природе.

А. Маслоу

выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения, и «ростовые», которые, напротив, только усиливаются после их реализации. Всего, по Маслоу, существует пять уровней мотивации:

· физиологический (потребности в еде, сне и так далее);

· потребности в безопасности (потребность в квартире, работе);

· потребности в принадлежности, отражающие потребности одного человека в другом человеке (например, в создании семьи);

· уровень самооценки (потребность в самоуважении, компетенции, достоинстве);

· потребность в самоактуализации (потребности в творчестве, красоте, целостности и так далее).

Наиболее важными для человека являются потребности в самоактуализации. Самоактуализация – не конечное состояние совершенства человека. Ни один человек не становится настолько самоактуализированным, чтобы отбросить все мотивы. У каждого человека всегда остаются таланты для дальнейшего развития. Человек, достигший пятого уровня мотивации, называется «психологически здоровая личность».

По мнению представителей гуманистического направления, решающего возрастного периода не существует, личность формируется и развивается в течение всей жизни. Особую роль в развитии личности играют ранние периоды жизни (детство и юношество). В личности доминируют рациональные процессы, где бессознательное возникает лишь временно, когда по тем или иным причинам блокируется процесс самоактуализации. Гуманисты считаю, что личность обладает полной свободой воли. Человек осознает себя, осознает свои поступки, строит планы, ищет смыслы жизни. Человек – творец собственной личности, своего счастья. Внутренний мир человека, его мысли, чувства и эмоции для гуманистов не есть прямое отражение действительности. Каждый человек интерпретирует реальность в соответствии со своим субъективным восприятием. Внутренний мир человека в полной мере доступен только ему самому. Основу действий человека составляют субъективное восприятие и субъективные переживания. Только субъективный опыт является ключом к пониманию поведения конкретного человека.

Целостную личность характеризуют:

· эффективное восприятие реальности;

· спонтанность, простота и естественность поведения;

· ориентация на решение проблемы, на дело;

· постоянная «детскость» (то есть, чистота, свежесть) восприятия;

· частые переживания «пиковых» чувств, экстаза;

· искреннее желание помочь всему человечеству;

· глубокие межличностные отношения;

· высокие моральные стандарты.

Таким образом, в рамках гуманистического подхода, личность – это внутренний мир человеческого «Я» как результат самоактуализации, а структура личности – это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень развития потребностей в самоактуализации.

Когнитивная

теория личности близка к гуманистической, однако в ней имеется ряд существенных отличий. Основоположником этого подхода является американский психолог Дж. Келли

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Также по теме:

Понятие имиджа в работах отечественных и зарубежных исследователей
В отечественной литературе встречается достаточно много попыток определения имиджа. Но при несогласованных подходах к изучению феномена имиджа это приводит к размытости трактовок и противоречивости позиций. Причина, вероятно, заключается ...

Игровая психокоррекция при работе с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (синдром двигательной расторможенности, синдром гиперактивности, гиперкинетический синдром, гипердинамический синдром) является весьма распространенным нарушением детского возраста и представля ...

Характеристика психодиагностических методик
Для оценки гипотезы нами были подобраны психодиагностические методики, которые включают в себя оценку социально-психологического климата в исследуемых коллективах: 1. Оценка лояльности сотрудника к организации (тест ОЛ). Лояльное отношен ...