«Какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию в частности...»

Статьи по психологии » Изучение проблемы индивидуальных различий в психологической концепции Хуана Уарте » «Какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию в частности...»

Очень важно по мнению Уарте было выяснить каким видом дарования обладает тот или иной человек и какая наука соответствует этому виду дарования: «если человек, лишенный дарований, при­мется изучать какую-либо науку или искусство, то хотя бы он всю жизнь трудился над усвоением ее правил и положений, у него все же ничего не получится: если же человек занимается тем, что соответствует его природным способностям, то мы видим, что в короткий срок он усваивает науку. То же самое происходит в поэзии: если стихи начинает сочинять тот, кто имеет природные данные, то он их сочиняет с большим совершенством, если же у него нет этих данных, то он останется навсегда плохим поэтом. Если дело обстоит так, то мне кажется вполне своевре­менным исследование того, какое дарование в частности соответствует известной науке, для того чтобы каж­дый, узнав свою природу, мог бы с точностью понять к какому именно искусству он предрасположен от природы.»

Уарте предлагает следующую классификацию наиболее важных, по его мнению, наук по дарованиям, которые способствуют их изучению:

1. Искусства и науки, которые постигаются памятью

: грамматика, латинский и другие языки, теория юриспруденции, положительное богословие, кос­мография и арифметика.

2. К разумуотносятся следующие: схоластическая теология, теория медицины, диалектика философия природы и нравов, юридическая практика, ко­торую мы называем адвокатской практикой.

3. Хорошего воображения

требуют все те искусства и науки, предмет которых составляют фигура, соответствие, гармония и пропорция. к ним принадлежат: поэзия, красноречие, му­зыка, искусство проповеди, практика медицины, матема­тические науки, астрология, умение управлять государст­вом, военное дело, искусства живописи, черчения, пись­ма, чтения; искусство отпускать шутки, давать прозвища, умение быть щеголем, проницательным в делах, требу­ющих предусмотрительности, умение выкидывать разные фокусы и измышлять ухищрения, живой ум, который приводит в восхищение простой народ, а именно способ­ность диктовать одновременно четырем писцам о самых различных материях и притом так, чтобы все выходило складно.

Далее Уарте на примере нескольких наук из каждого блока доказывает правильность своей концепции. В своих доказательствах он опирается на теории и концепции различных философов, труды различных учёных, часто приводит цитаты из Священного писания, иногда и вовсе на общеизвестные факты.

Уарте также говорит о том, что в одном человеке, как правило, может быть только одно дарование, иногда ни одного, редко два и совсем великая редкость, если человек обладает одновременно тремя дарованиями. Если у человека развито одно дарование, то в большинстве случаев оно ослабляет остальные дарования. Например: «великая память противоречит рассудку и не даёт ему дойти до совершенства», своё высказывание он сразу подкрепляет примером, доказательством, суть которого в следующем: лучший из всех схоластов не умел говорить на изящной латыни, а лишь на простой. Это связанно с тем, что для схоластической науки требуется хороший ум, а для знания иностранных языков воображение, и если у схоласта хорошо развито воображение, то в большинстве случаев, память у него не развита вовсе.

«По каким признакам можно узнать соответствующее дарование…»?

Наиболее полную и доказательную классификацию признаков Уарте даёт только для самых важных, по его мнению, дарований, а именно признаки по которым можно отличить того, кто имеет талант к королевской власти и военному искусству. Однако, в тексте встречается очень много разнообразных признаков и советов, относящихся к тому или иному дарованию, вот некоторые из них:

Если человек красиво пишет – у него развито воображение;

Плохой почерк имеют люди с сильным рассудком;

Обладающий хорошим воображением не должен заниматься науками;

Если человек чрезмерно опрятен, во всём поддерживает чистоту и порядок у него сильно развито воображение и следовательно такой человек обладает слабым умом;

Шутники, говоруны, дающие прозвища, те, кто издевается над другими – так же обладают хорошим воображением совершенно противоположным уму и памяти.

Дети, которые начали поздно говорить имеют хорошую память (это связанно с наличием большого количества влаги в языке и мозгу, что в свою очередь способствует хорошей памяти) и в будущем такие люди становятся, как правило, хорошими ораторами

Также по теме:

Власть и её виды
Начиная с начала ХХ века, организации пытаются любыми средствами повышать производительность труда персонала, что часто вызывает отрицательные последствия и временами приводит к убыткам, поскольку людей пытаются сделать слепыми исполнител ...

История измененных состояний сознания и психоделических веществ
Измененное состояние сознания, психоделическая практика их достижения, является исторически заданной и известна людям со времен родоплеменной самоорганизации. Особое значение психоделиков заключается в их способности раскрывать психику, д ...

Мужская и женская сексуальность
Для повышения сексуальности человека прежде всего следует охарактеризовать его общественную сущность с позицией современной науки. В связи с этим напомним, что человек проложил себе путь из мира животным трудом в коллективе и что биологич ...