Взаимоотношения братьев и сестер в семье

Очень часто семьям, имеющим двоих детей, приходится сталкиваться с ситуацией, когда дети дерутся друг с другом или обзывают друг друга как самые злейшие враги. Что делать в такой ситуации? Необходимо искать истинную причину враждебных отношений между детьми. Чаще всего подобное поведение спровоцировано родителями.

В семьях, где подросток является старшим братом или сестрой, он претендует на роль воспитателя для младших. Малыши постоянно жалуются родителям. Взрослых быстро утомляют такие ссоры и недоразумения. Они, не разобравшись в чём дело, берут под защиту младших детей и совершают тем самым две большие педагогические ошибки. Во-первых, поощряют капризы малышей, во-вторых, вместо того, чтобы поддержать и направить хорошее стремление, подавляют его. Тем самым, взрослые лишают себя нужных в семье помощников в воспитании младших детей и игнорируют эффективную форму воздействия на самих подростков. Ибо, поднимая в глазах младших, когда для этого есть основания, авторитет подростка как старшего, родители протягивают новую, педагогически очень ценную нить в своих взаимоотношениях с взрослеющими детьми. Они получают возможность решать вместе с ними вопросы воспитания сестёр и братьев в желательном направлении, а тем самым, косвенно, оказывать влияние и на самих подростков.

Первый ребёнок - это центр внимания всей семьи. Он обычно консервативен, поскольку привык защищать своё положение. Он очень ответственен, в нём обострённо развито чувство долга.

Появление брата или сестры неожиданно лишает его всей власти, отбрасывает обратно в мир детей. И вот тогда начинается борьба за утраченное первое место в сердцах родителей. Вот откуда берёт начало отличающая его амбициозность. Привычка использовать свою власть в отношении братьев и сестер позднее проявляется в стремлении доминировать над другими и всегда держать ситуацию под контролем.

Второй ребёнок не переживает травмы "низвержении с престола", так как никогда и не занимал привилегированного положения. Зато он всё время чувствует себя оттеснённым в сторону, потому что всегда есть кто-то, стоящий на один шаг впереди его. Если первые дети отождествляют себя с родителями, то есть с законной властью, то вторые стремятся эту власть оспорить. Привыкшие с первых лет жизни сражаться за нарушения "статуса-кво", они более открыты для различных новшеств. Чувство зависимости от старшего брата или сестры может оказаться сильным стимулом для того, чтобы превзойти его, сделаться лучше, чем он. Ведь преимущество вторых заключается в том, что они не так сильно отягощены давлением со стороны родителей. Но если второй ребёнок слишком обострённо чувствует своё общее несоответствие, он может так никогда и не избавиться от синдрома неудачника.

Чтобы избежать враждебности во взаимоотношениях старшего и младшего ребёнка следует соблюдать несколько простых правил: единство требований, равное распределение обязанностей между всеми членами семьи, собственный положительный пример, совместные праздники, доверительные отношения.

Также по теме:

Идеи, рассуждения и воображение толпы
1. Идеи толпы. -- Основные и прибавочные идеи. -- Как могут существовать одновременно самые противоречивые идеи. -- Превращения, которым должны подвергнуться высшие идеи, для того, чтобы сделаться доступными толпе. 2. Рассуждения толпы. - ...

Внимание и личность
Человек не рождается с определенными качествами внимания. В процессе формирования личности человека развивается, совершенствуется и формируется его внимание. В процессе деятельности ребенка, в ходе обучения и воспитания и под влиянием усл ...

Формирование и развитие памяти
Условно о формировании памяти можно говорить, когда потерпевший и свидетель еще не имеет определенного вида памяти или уже имеет его, но данный вид памяти у него относительно слабо развит. Направление формируется и развивается по следующ ...