Взаимоотношения братьев и сестер в семье

Очень часто семьям, имеющим двоих детей, приходится сталкиваться с ситуацией, когда дети дерутся друг с другом или обзывают друг друга как самые злейшие враги. Что делать в такой ситуации? Необходимо искать истинную причину враждебных отношений между детьми. Чаще всего подобное поведение спровоцировано родителями.

В семьях, где подросток является старшим братом или сестрой, он претендует на роль воспитателя для младших. Малыши постоянно жалуются родителям. Взрослых быстро утомляют такие ссоры и недоразумения. Они, не разобравшись в чём дело, берут под защиту младших детей и совершают тем самым две большие педагогические ошибки. Во-первых, поощряют капризы малышей, во-вторых, вместо того, чтобы поддержать и направить хорошее стремление, подавляют его. Тем самым, взрослые лишают себя нужных в семье помощников в воспитании младших детей и игнорируют эффективную форму воздействия на самих подростков. Ибо, поднимая в глазах младших, когда для этого есть основания, авторитет подростка как старшего, родители протягивают новую, педагогически очень ценную нить в своих взаимоотношениях с взрослеющими детьми. Они получают возможность решать вместе с ними вопросы воспитания сестёр и братьев в желательном направлении, а тем самым, косвенно, оказывать влияние и на самих подростков.

Первый ребёнок - это центр внимания всей семьи. Он обычно консервативен, поскольку привык защищать своё положение. Он очень ответственен, в нём обострённо развито чувство долга.

Появление брата или сестры неожиданно лишает его всей власти, отбрасывает обратно в мир детей. И вот тогда начинается борьба за утраченное первое место в сердцах родителей. Вот откуда берёт начало отличающая его амбициозность. Привычка использовать свою власть в отношении братьев и сестер позднее проявляется в стремлении доминировать над другими и всегда держать ситуацию под контролем.

Второй ребёнок не переживает травмы "низвержении с престола", так как никогда и не занимал привилегированного положения. Зато он всё время чувствует себя оттеснённым в сторону, потому что всегда есть кто-то, стоящий на один шаг впереди его. Если первые дети отождествляют себя с родителями, то есть с законной властью, то вторые стремятся эту власть оспорить. Привыкшие с первых лет жизни сражаться за нарушения "статуса-кво", они более открыты для различных новшеств. Чувство зависимости от старшего брата или сестры может оказаться сильным стимулом для того, чтобы превзойти его, сделаться лучше, чем он. Ведь преимущество вторых заключается в том, что они не так сильно отягощены давлением со стороны родителей. Но если второй ребёнок слишком обострённо чувствует своё общее несоответствие, он может так никогда и не избавиться от синдрома неудачника.

Чтобы избежать враждебности во взаимоотношениях старшего и младшего ребёнка следует соблюдать несколько простых правил: единство требований, равное распределение обязанностей между всеми членами семьи, собственный положительный пример, совместные праздники, доверительные отношения.

Также по теме:

Психологическая структура готовности поступления в ВУЗ
Психологическая готовность является психическим состоянием, которое характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта труда на оперативное или долгосрочное выполнение конкретной деятельности или трудовой задачи. Динамическая структура состо ...

Развитие познавательной и эмоционально-личностной сферы интеллектуально недостаточных детей
Как и всякие другие дети, интеллектуально недостаточные дети на протяжении всех лет своей жизни развиваются. Это положение настолько очевидно, что его нет необходимости доказывать. Психика развивается даже при самых глубоких степенях инте ...

Описание выборки и методов исследования
Для проведения исследования была организована выборка из 60 человек, из которых были сформированы 2 группы. В первую группу вошло 30 руководителей среднего звена в возрасте от 25 до 50 лет. Все 30 человек (100 %) занимают должности началь ...