Заключение

В заключении хотелось бы отметить следующее:

1. Дети раннего возраста с церебральным параличом представляют собой неоднородную группу по уровню познавательного, речевого и социального развития. Основой для компенсации полиморфных нарушений двигательного, познавательного и речевого развития, образования и социальной адаптации детей раннего возраста с церебральным параличом является организация ранней помощи ребенку в семье.

2. Гармоничные отношения ребенка с матерью создает условия для активного взаимодействия ребенка с окружающим миром через общение со взрослым, с матерью на основе разработанных комплексных программ коррекции нарушений детей раннего возраста с ДЦП.

3. Ключевой основой для обеспечения адаптации ребенка с церебральным параличом в социальное пространство окружающего его мира является системная организация ранней комплексной коррекционно-развивающей помощи детям этой категории, включающее активное участие матери ребенка.

4. Разработка и реализация ранней комплексной коррекционно-развивающей помощи обеспечивает объединение всех направлений процесса сопровождения (диагностического, лечебно-восстановительного, психолого-педагогического, социального и семейного).

5. Компенсация нарушений социального, познавательного, речевого и двигательного развития ребенка раннего возраста с церебральным параличом осуществляется в общении со взрослыми, с матерью, позволяющей уже на ранних возрастных этапах стимулировать социальную активность ребенка, закладывать позитивные личностные основы взаимодействия с окружающим миром.

6. В процессе повседневного ухода за ребенком мать создает положительный эмоциональный комплекс на лицо, голос, прикосновение матери, ребенок чувствует безопасность, комфорт. Общение с матерью способствует его психическому развитию, приобретению опыта, познанию окружающего. При недостаточном контакте со взрослыми, с матерью, ребенок становится апатичным, снижается мотивация, появляются стереотипные движения, формируется вторичная задержка психического развития.

7.

В данном исследовании подняты лишь некоторые вопросы изучения общения матери и ребенка с ДЦП раннего возраста, которые требуют всестороннего и глубокого исследования в целях дальнейшего совершенствования комплексной реабилитации детей с ДЦП, одновременного развития двигательных и интеллектуальных возможностей больного ребенка.

Также по теме:

Особенности межличностных отношений матери и ребенка с ДЦП раннего возраста
Бесспорен факт, что фундамент личности ребенка закладывается в семье, которая является первой школой воспитания его нравственных чувств, навыков социального поведения. На нравственный облик ребенка влияет вся жизнь семьи с ее повседневным ...

Психологи, внесшие свой вклад в развитие социальную психологию
Естественно, что отчетливо обозначились магистральные направления: психология общения (О.В. Соловьева, Ю.С. Крижанская, В.П. Третьяков), психология малых групп (В.Б. Ольшанский, Я.Л. Коломинский, Р.Л. Кричевский, Ю.П. Волков), психология ...

Выделение критериев нормы и отклонений в исследовании адаптивности к состоянию беременности.
В особом рассмотрении нуждается вопрос о критериях, выделяемых при рассмотрении адаптивности к состоянию беременности. Практически во всех работах, связанных с проблематикой вынашивания беременности выдвигаются те или иные критерии, с пом ...