Слуховое восприятие и образование звуков у младенцев

Статьи по психологии » Голос как средство эмоциональной коммуникации » Слуховое восприятие и образование звуков у младенцев

Страница 1

Младенец связан со своими родителями через аудиофоническую систему коммуникации. Аппарат образования звуков играет важную роль в выражении эмоций. Наряду со специфическими звуками, которые издает младенец во время приема пищи, во время процессов выделения, во время кашля, уже с самого момента рождения главным средством выражения звука для ребенка является крик.

В психологической литературе исследование крика младенца представлено с точки зрения его динамики (Винарская Е.Н., Тонкова-Ямпольская Р.В., 1983, с. 3-12; Wolff P.H., 1969, p.p. 81-109), как частный случай вокализации (Lewis M.M., 1957; Otswald P.F., p.p. 156-166), в связи с факторами, способствующими его прекращению и причинами, его вызывающими (Bell S.M., Ainsworth M.D.S., 1972, p.p. 1171-1190; Salk. L., 1973, p.p. 25-29).

При помощи анализа акустических параметров крика у трехнедельного младенца английским исследователем P.H. Wolff (цит. по: Anzieu D., 1985) было выделено четыре вида крика, отличающихся друг от друга в структурном и функциональном отношении; это 1) крик голода; 2) крик ярости; 3) крик боли, как при боли исходящей извне (например, при анализе крови), так и исходящей изнутри; 4) крик как ответ на фрустрацию (например, если забрать у младенца соску, которую он активно сосал). Для этих четырех видов крика можно выделить характерное временное развитие, определенную длину частоты, а также определенный частотный спектр. Так, крик боли, пронзительный и протяжный, длится долго и без перерывов, по интонации высокий. Крик голода прерывается паузами, по интонации низкий.

По всей видимости, основополагающую природу имеет крик голода. Он не всегда связан с физиологическим состоянием голода и может следовать за одним из трех других видов крика, которые в свою очередь можно считать чистыми физиологическими рефлексами. Так, крик новорожденного традиционно рассматривается как физиологическая реакция, связанная с установлением кислородного баланса. Е.Н. Винарская отмечает, что первый крик новорожденного – следствие врожденных синергий (сложных движений), которые являются безусловно-рефлекторной защитной реакцией в связи с прекращением пренатального развития. Такие факторы, как падение температуры, уменьшение поступления кислорода в кровь ведут к повышению мышечного тонуса (Винарская Е.Н., Тонкова-Ямпольская Р.В., 1983, с. 3-12).

М.И. Борисова, изучая эффективность взаимодействия матери и ребенка по тому, как мать распознает и реагирует на крик младенца, выделяет три наиболее характерных вида крика, типичных по форме у большинства детей в возрасте от 2 до 41/2 месяцев (Борисова М.И., 1986). Первый вид крика - это крик голода («есть»). Частота его основного тона составляет около 500 гц. Мелодика крика (контур частоты основного тона) имеет постоянную форму в виде дуги с опущенными вниз краями. Динамика крика голода характеризуется увеличивающимися во времени фонациями, а промежутки между фонациями со времени сокращаются. Второй вид крика - крик усталости («спать»). Для него характерно равномерное распределение интенсивности звука по всей длине крика. С возрастом средняя длительность фонаций и промежутков между ними увеличивается. Третий вид крика назван М.И. Борисовой «мокрым». В большинстве случаев для него характерно понижение интенсивности звука к концу фонаций, которые по времени бывают довольно длительными. С возрастом увеличивается длительность промежутков между фонациями.

Как отмечает советский психолог М.И. Лисина, «у ребенка постепенно складываются дифференцированные способы выражения некоторых своих нужд и состояний, а мать научается правильно их расшифровывать: по звуку голоса, по интонации плача» (Лисина М.И., 1983, с. 15). В соответствии со своей интуицией, опытом и характером мать уже достаточно рано пытается различать различные виды крика.

Улыбка, лепет, гуление свидетельствуют о комфорте ребенка и вызывают у матери положительные эмоции. Крик младенца является для матери чрезвычайно аффективно насыщенным сигналом и несет в себе информацию о ситуации дискомфорта для ребенка. Данные исследований показывают, что крик вызывает у матери такие физиологические изменения, как учащение частоты сердцебиений, секрецию гормонов, изменение КГР (Bell S.M., Ainsworth M.D.S., 1972, p.p. 1171-1190).

Мать реагирует на крик младенца как на сигнал дискомфорта и устраняет неприятное для ребенка состояние. Тем самым крик преобразуется в коммуникативный сигнал. Начиная с третьей недели жизни (если ребенок развивается в нормальной семейной среде) у младенца появляется «фальшивый крик о помощи» чтобы привлечь к себе внимание - ребенок начинает постанывать. Затем стон переходит в крик. Физическая структура этого крика совершенно иная, чем у четырех базовых видов крика. Таким образом, возникает первое осознанное выражение звука, которое становится первой коммуникацией.

Страницы: 1 2

Также по теме:

Понятие игромании
Азартная зависимость, известная как психологическое явление с давних времен, лишь в последние годы стала предметом психологического исследования в связи с развитием и повсеместным бесконтрольным распространение игорного бизнеса [21]. Разн ...

Арт-терапия – совокупность психокоррекционных методик для психологической помощи детям
Арт-терапия – один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и педагогов. Рисуя, занимаясь лепкой или описывая в литературной форме свою проблему или настроение, вы как будто получаете закодированное послание ...

Индивидные свойства человека — предпосылки развития личности.
Человек рождается как существо социально-ге­нетическое, а его индивидные особенности подготовле­ны к социально-историческому образу жизни общества. Эти «индивидные свойства» (термин Б.Г.Ананьева) на ран­них этапах онтогенеза не представля ...