Этапы и методы исследования
На современном этапе развития общества отмечается тенденция к росту невротических расстройств среди студентов. Напряженный ритм жизни располагает к невротическим реакциям, психогенные расстройствам, вызываемым конфликтами, ссорами между людьми, одиночеством, страхом, пережитыми страшными или печальными событиями, а также разнообразными заболеваниями. Студенты составляют особую социальную группу, объединенную определенным возрастом, специфическими условиями труда и жизни. Это одна из самых многочисленных групп населения с повышенным уровнем риска заболеваний.
Отсутствие резервов психического и физического здоровья, высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх может привести к развитию у студентов невротических реакций.
Провалы на экзаменах, плохая адаптация к учебному процессу, конфликты с преподавателями и сокурсниками, отставание в учебе достоверно часто сопровождаются симптоматикой тревожного и тревожно-депрессивного плана (включая психовегетативные корреляты тревоги), аффективно насыщенными поведенческими реакциями в ситуациях фрустрации и психоэмоционального стресса, выраженной симптоматикой дисфункций сердечно-сосудистой и пищеварительной и др. систем.
Поступив в вуз, молодые люди сталкиваются с большой психоэмоциональной нагрузкой, значительной умственной работой, необходимостью адаптации к новым условиям обучения, режима дня, питания, а у ряда студентов и к новым условиям проживания и общения с окружающими.
У студентов, вчерашних школьников, перестройка к новым социальным условиям вызывает активную мобилизацию, а затем истощение физических резервов организма, особенно в первые годы обучения. На первом курсе происходит изменение социальной роли обучаемого, корректировка потребностей и системы ценностей, возникает необходимость более гибко регулировать своё поведение, приспосабливаясь к более жёстким требованиям высшей школы, устанавливать взаимоотношения в новом коллективе; иногородним — обустраивать быт.
Студенты вузов испытывают интенсивные интеллектуальные, социально-психологические, а подчас и физические перегрузки и являющиеся весьма характерной моделью социально-незащищенной категории населения.
Вышеизложенное определяет актуальность данной исследовательской работы.
Объектом эмпирического исследования явились
невротические реакции у
студентов 1 и 4 курсов дневного отделения факультета педагогики и психологии РГУ им. Есенина в сессионный период.
Субъект исследования - 50 студентов первого и четвертого курсов факультета педагогики и психологии РГУ им. Есенина.
Предмет исследования - специфические особенности проявления невротических реакций у студентов в период летней сессии.
Гипотеза исследования: в сессионный период обучения студенты первого курса более подвержены невротическим реакциям, чем студенты четвертого курса.
Основной целью данного исследования явилось изучение невротических реакций у студентов на разных этапах обучения. Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
1. экспериментальное исследование и выявление у студентов 1 и 4 курсов тревожной и депрессивной симптоматики невротических реакций;
2. сравнение уровня предрасположенности студентов 1 курса и 4 – го к проявлению невротических реакций в сессионный период;
3. Психологические рекомендации по поводу возможной психокоррекционной и профилактической работы со студентами.
В работе использованы следующие методы: методика экспресс-диагностики невроза Хека – Хесса,
шкала реактивной и личностной тревоги Спилбергера–Ханина, шкала депрессии SCL-90, тест на учебный стресс.
База проведения исследования: РГУ им. С.А. Есенина, факультет педагогики и психологии.
Характеристика выборки: 50 студентов мужского и женского пола в возрасте от 18 до 21 года на первом и четвертом курсах обучения дневного отделения психологического факультета РГУ ( группы 16, 14, 44, 45, 48) в летний сессионный период. Обучающихся на первом курсе было протестировано 25 человек (2 - мужского пола, 23 - женского) и на четвертом курсе — 25 человек (1 студент - мужского пола, 24 - женского).
Описание используемых в исследовании методик
Личностные опросники и анкеты удобны в практическом использовании, не требуют специальной аппаратуры и не занимают много времени для их аполнения. Этот метод, наиболее удобный для исследования, был и выбран в данной работе для изучения психологической проблемы невротических реакций у студентов в ситуации экзаменационной сессии.
Также по теме:
Особенности восприятия образа города студентами-туристами
На сегодняшний день город не изучается как глобальное целостное образование, а изучаются только частные его аспекты, например: организация рекламы на улице, создание памятников и мест отдыха. Часто архитекторами не учитывается фактор цело ...
Уровень притязания самоактуализирующейся личности
Самоактуализирующаяся личность стремится к развитию, имеет высокую мотивацию развития. Она принимает свои чувства, импульсы, эмоции и желания такими, как они есть.
Людям, у которых преобладает мотивация развития личности, не свойственно ...
Психологическая
структура готовности поступления в ВУЗ
Психологическая готовность является психическим состоянием, которое характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта труда на оперативное или долгосрочное выполнение конкретной деятельности или трудовой задачи.
Динамическая структура состо ...
Разделы