Обоснование выбора методики исследования
Данные качества необходимы в педагогической деятельности, они помогают расположить к себе учеников и обеспечить эффективность образовательного процесса.
Методика 3. Оценка способности педагога к эмпатии.
По определению, эмпатия (сопереживание) – умение поставить себя на место другого, способности человека к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так, как если бы они были нашими собственными.
Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитая у человека эмпатия – ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вчувствования в мир партнёра по общению и, прежде всего в обучении и воспитании. Поэтому эмпатия рассматривается как профессионально важное качество педагога.
Как отмечал В. А. Сухомлинский, «учителю следует начинать с элементарного, но вместе с тем наитруднейшего – с формирования способности ощущать душевное состояние другого человека, уметь ставить себя на место другого в самых разных ситуациях».
Опросник содержит шесть диагностических шкал эмпатии, выражающих отношение к родителям, животным, старикам, детям, героям художественных произведений, знакомым и незнакомым людям. В опроснике 36 утверждений, по каждому из которых испытуемых должен оценить, в какой мере он с ним согласен или не согласен, используя шесть вариантов ответов: «не знаю», «никогда или нет», «иногда», «часто», «почти всегда», «всегда или да».
С учётом выше изложенного можно сделать вывод, что у учителя должна быть ярко выражена, то есть на высоком или среднем уровне, эмпатия к детям, родителям, старикам, животным, просто незнакомым людям.
Тогда межличностные отношения учителя и учеников будут сбалансированными и воспитательный процесс будет протекать легко и эффективно. Учитель своим пониманием, вниманием, участием сможет расположить к себе учеников, а дети чувствуют искреннее отношение к себе.
Также по теме:
Психоделические и психолитические препараты
В качестве средств инициации измененного состояния сознания из всех природных и синтетических психоделиков исследователи выделили два основных вещества сходных по своему действию - это ЛСД-25 и псилоцибин. Их отличает практическое отсутст ...
Виды девиантного поведения.
Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Эту группу составляют следующие типы: астеники ...
Типология Майерс-Бриггс
Существует немало попыток объяснить и типологизировать индивидуальные особенности людей. Каждая типология отталкивается от своей "ключевой посылки", лежащей в основе объяснения человеческих сходств и различий.
Опросник Майерс-Б ...

Разделы