Характеристика методов исследования

Опросник и метод анализа продуктов графической деятельности (рисунок мужчины и женщины) представляют собой модификации методов, разработанных В.С. Мухиной и ориентированных на изучение структуры самосознания подростков. Также мы применяем

проективную методику «Автопортрет» Р.Бернса (адаптирована Е.С. Романовой С.Ф. Потемкиной), рефлексивный самоотчет «Кто Я?» и методику определения уровня гендерной идентификации О.Г. Лопуховой «Нормы поведения мужчин и женщин».

Рефлексивный самоотчет «Кто Я?»

направлен на выявление особенностей использования подростками вербальных знаков/символов для самопрезентации. Это авторская модификация популярного психологического упражнения. Мы предложили подросткам письменно ответить на вопрос «Кто я?», используя 5 нарицательных существительных, не употребляя своих фамилии, имени и отчества. Обработка результатов происходит через подсчет использованных слов, анализ ключевых понятий, отражающих/не отражающих характеристики пола.

Проективные методики:

«Автопортрет» Р. Бернса (адаптирован Е.С. Романовой и С.Ф. Потемкиной), и рисунок мужчины и женщины, позволяют выделить графические знаки и символы гендерной идентификации (Приложение 1).

Автопортрет, рисунок мужчины и рисунок женщины направлены на выявление графических знаков, которые подростки используют для отражения себя, образа своего и противоположного пола. На основе использования подростками тех или иных графических знаков можно судить о специфике образа мужчины и женщины в контексте подростковой субкультуры. Сравнительный анализ рисунков позволяет выявить корреляции между восприятием самого себя, образа своего и противоположного пола. Критериями анализа рисунков являются: целостность фигуры (отражение частей тела, их прорисовка); проявление эмоций; статика и динамика фигуры или окружающих объектов; особенности одежды, обуви; окружающие предметы, живые и неживые объекты; выраженность половых признаков (не выражены, выражены слабо, акцент на признаках пола); особенности внешнего облика (стрижка, татуировки, макияж, пирсинг); особенности ситуации; символы; сопутствующий текст.

Опросник

(Приложение 2) разработан нами в связи с целями исследования, направлен на изучение образа своего и противоположного пола у современных подростков. Его основная задача - выявление предпочитаемых предметов, видов деятельности (профессий) и вербальных символов - обращений, используемых подростками для обозначения мужчин и женщин. Анализ результатов опроса состоит из:

А) анализ слов - обращений, используемых подростками для обозначения мужчин и женщин, позволяет выявить не только особенности подростковой субкультуры в отношении знаковых составляющих образа мужского и женского пола, но и изучить специфику восприятия и использования соответствующих вербальных знаков.

Б) изучение выбора определенных предметов, презентующих мужчин и женщин (игрушки, одежда, предметы технокультуры и др.), и видов деятельности (профессии, игры, учебные предметы, виды спорта, хобби).

Методика определения уровня гендерной идентификации О.Г. Лопуховой «Нормы поведения мужчин и женщин»

(Приложение 3) позволяет выявить уровень (высокий, средний, низкий) гендерной идентификации подростков, как степень усвоения социально-приемлемых для мужчин/женщин норм поведения, представленных в данной методике в виде набора личностных качеств.

Также по теме:

Причины депрессии
Депрессия была отмечена еще в древние времена. Описания явлений, которые тогда называли нарушениями настроения, можно найти во многих древних документах разных культур. История о царе Сауле в Ветхом Завете включает в себя описание депресс ...

Виды психологических игр
Психологические игры являются одной из форм снятия внутрипсихического напряжения. Понятие психологической игры было введено Э. Берном как одна из шести основных форм структурирования времени: деятельность -ритуал -игра -времяпрепровожден ...

Иллюзии переработки информации
Некоторые иллюзии возникают в связи с переработкой поступающей информации. Человек иногда видит мир не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким хотел бы его увидеть, поддаваясь сформированным привычкам, потаенным мечтам или стра ...