Характеристика методов исследования
Опросник и метод анализа продуктов графической деятельности (рисунок мужчины и женщины) представляют собой модификации методов, разработанных В.С. Мухиной и ориентированных на изучение структуры самосознания подростков. Также мы применяем
проективную методику «Автопортрет» Р.Бернса (адаптирована Е.С. Романовой С.Ф. Потемкиной), рефлексивный самоотчет «Кто Я?» и методику определения уровня гендерной идентификации О.Г. Лопуховой «Нормы поведения мужчин и женщин».
Рефлексивный самоотчет «Кто Я?»
направлен на выявление особенностей использования подростками вербальных знаков/символов для самопрезентации. Это авторская модификация популярного психологического упражнения. Мы предложили подросткам письменно ответить на вопрос «Кто я?», используя 5 нарицательных существительных, не употребляя своих фамилии, имени и отчества. Обработка результатов происходит через подсчет использованных слов, анализ ключевых понятий, отражающих/не отражающих характеристики пола.
Проективные методики:
«Автопортрет» Р. Бернса (адаптирован Е.С. Романовой и С.Ф. Потемкиной), и рисунок мужчины и женщины, позволяют выделить графические знаки и символы гендерной идентификации (Приложение 1).
Автопортрет, рисунок мужчины и рисунок женщины направлены на выявление графических знаков, которые подростки используют для отражения себя, образа своего и противоположного пола. На основе использования подростками тех или иных графических знаков можно судить о специфике образа мужчины и женщины в контексте подростковой субкультуры. Сравнительный анализ рисунков позволяет выявить корреляции между восприятием самого себя, образа своего и противоположного пола. Критериями анализа рисунков являются: целостность фигуры (отражение частей тела, их прорисовка); проявление эмоций; статика и динамика фигуры или окружающих объектов; особенности одежды, обуви; окружающие предметы, живые и неживые объекты; выраженность половых признаков (не выражены, выражены слабо, акцент на признаках пола); особенности внешнего облика (стрижка, татуировки, макияж, пирсинг); особенности ситуации; символы; сопутствующий текст.
Опросник
(Приложение 2) разработан нами в связи с целями исследования, направлен на изучение образа своего и противоположного пола у современных подростков. Его основная задача - выявление предпочитаемых предметов, видов деятельности (профессий) и вербальных символов - обращений, используемых подростками для обозначения мужчин и женщин. Анализ результатов опроса состоит из:
А) анализ слов - обращений, используемых подростками для обозначения мужчин и женщин, позволяет выявить не только особенности подростковой субкультуры в отношении знаковых составляющих образа мужского и женского пола, но и изучить специфику восприятия и использования соответствующих вербальных знаков.
Б) изучение выбора определенных предметов, презентующих мужчин и женщин (игрушки, одежда, предметы технокультуры и др.), и видов деятельности (профессии, игры, учебные предметы, виды спорта, хобби).
Методика определения уровня гендерной идентификации О.Г. Лопуховой «Нормы поведения мужчин и женщин»
(Приложение 3) позволяет выявить уровень (высокий, средний, низкий) гендерной идентификации подростков, как степень усвоения социально-приемлемых для мужчин/женщин норм поведения, представленных в данной методике в виде набора личностных качеств.
Также по теме:
Основные принципы гуманистической психологии
Термин «гуманистическая психология» был придуман группой персонологов, которые в начале 1960-х годов под руководством Маслоу объединились с целью создания жизнеспособной теоретической альтернативы двум наиболее важным интеллектуальным теч ...
Особенности развития профессионального самоопределения и временной
перспективы у подростков, оставшихся без попечения родителей
Обращенность в будущее – одно из важнейших психологических новообразований подросткового возраста (Л.И.Божович). [3 ] Его изучение проливает свет, с одной стороны, на более широкую проблему становления временной перспективы личности как с ...
Результаты исследования
По результатам тестирования выяснилось, что руководитель 1-ой фирмы управляет людьми при помощи авторитарно-маргинального стиля (111 б.) и попустительско-маргинального (99 б.) в проблемных ситуациях. Тогда как руководитель 2-ой фирмы пред ...

Разделы