Виды и основные свойства внимания

Страница 5

Сосредоточенность внимания обычно связана с глубоким, действенным интересом к деятельности, какому-нибудь событию или факту. Вспомните, какая мертвая тишина наступает внезапно в аудитории, когда лектор начинает говорить о чем-то особенно интересном или демонстрировать что-то для вас жизненно важное.

Сосредоточенность внимания, ее различная степень может проявляться во всех видах внимания – не только в непроизвольном, но и в произвольном внимании. [2]

Переключение внимания подразумевает сознательное и осмысленное его перемещение с одного объекта на другой. Это свойство внимания включается при разговоре с группой людей, при выполнении нескольких дел, при возникновении неожиданной ситуации. Способность к быстрому переключению внимания связана с таким индивидуальным качеством, как пластичность, и необходима для многих профессий (летчика, шофера, оператора и так далее). [1]

Переключение внимания –это перемещение внимания с одного объекта на другой в связи с переходом от одной деятельности к другой и с постановкой новой задачи. Преднамеренное переключение внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое выражается в волевом усилии. Отсюда понятно, почему трудно бывает начинать новую работу, особенно если она не вызывает приятных чувств. Потому же не рекомендуется часто менять содержание и виды работы в процессе учебной деятельности, если это вызывает у школьников трудности и требует большей перестройки характера деятельности. При утомлении и однообразной работе переключение внимания является полезным и необходимым.

В переключении внимания ярко проявляются индивидуальные особенности человека. Замедленность и быстрота переключения внимания зависят от подвижности основных нервных процессов (торможения и возбуждения). Некоторые люди могут быстро переходить от одной деятельности к другой, а другие – медленно. У утомленного человека переключение внимания замедленно. Быстрота переключения внимания зависит и от характера предыдущей и последующей деятельности. Если деятельность была интересна (например, игра), то переключиться с этой деятельности на другую, и особенно неинтересную, бывает трудно для школьников.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Также по теме:

Роль кадровой системы в формировании и управлении промышленным производством
Одной из самых многогранных, острых и сложных проблем перехода российского общества к рыночным отношениям, бесспорно, является подготовка кадров. По вполне понятным причинам, особый интерес у современных психологов представляют исследован ...

Конгруэнтность и неконгруэнтность
Конгруэнтность определяется как степень соответствия между сообщаемым, испытываемым и наличным для опыта. Она описывает различия между опытом и сознаванием. Высокая степень конгруэнтности означает, что сообщение (то, что вы выражаете), оп ...

Внешняя и внутренняя деятельность
Согласно А.Н. Леонтьеву различают деятельность внешнюю и внутреннюю. Внешняя — это деятельность с предметами материального мира или их обозначениями, она называется, соответственно, материальная и материализованная. Внутренняя — это деяте ...