Описание выборки и методов исследования

Страница 1

Для проведения исследования была организована выборка из 60 человек, из которых были сформированы 2 группы. В первую группу вошло 30 руководителей среднего звена в возрасте от 25 до 50 лет. Все 30 человек (100 %) занимают должности начальников финансово-хозяйственного отделов. Вторую группу составили 30 руководителей нижнего звена в возрасте от 23 до 45 лет. Все 30 человек (100%) занимают должности заведующих отделами учета и отчетности.

Анкетирование на тему: «Значение саморазвития в жизни современного руководителя»

Анкетирование - это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкеты самостоятельно заполняются респондентами. Одним из первых использовал этот метод Френсис Гальтон, изучавший происхождение умственных качеств личности по самоотчетам опрашиваемых. Метод анкетирования обладает следующими достоинствами:

- высокой оперативностью получения информации;

- возможностью организации массовых обследований;

- сравнительно малой трудоемкостью процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов;

- отсутствием влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов;

- невыраженностью у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому-либо из отвечающих.

Однако анкетированию свойственны и существенные недостатки:

- отсутствие личностного контакта не позволяет изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов;

- не всегда достаточна достоверность подобных "самоотчетов", на итоги которых влияют неосознаваемые установки и мотивы респондентов или желание их выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрасив реальное положение дел. Анкетирование считается вспомогательным методом исследования [12].

Бланк анкеты представлен в ПРИЛОЖЕНИИ А.

Методика диагностики самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантилеева.

Самоотношение человека еще недостаточно исследовано в психологической науке. Самый заметный вклад в разработку данного вопроса внесли И.И. Чеснокова, В.В. Столин, С.Р. Пантилеев. Согласно взглядам, эмоционально-ценностное отношение к себе – это специфический вид эмоциональных переживаний, в которых отражается собственное отношение личности к тому, о чем она узнает, что понимает, открывает относительно самой себя. Это личностное образование, которое непосредственно выражает смысл Я для самого субъекта. Самоотношение личности имеет сложное строение. В.В. Столин и С.Р. Пантилеев выделили в основе макроструктуры самоотношения такие базовые измерения: самоуважение, аутосимпатию, самопрезрение и самоинтерес, каждое из которых имеет позитивный и негативный полюс.

Самоуважение выступает как социальный аспект, нормативная самооценка. Здесь четко фиксируется оценочный компонент самоотношения, что предусматривает сравнение себя, своих действий и поступков с другими; или же внутреннее обоснование, объяснение того, почему определенные собственные поступки оцениваются позитивно, а другие наоборот.

Аутосимпатия – это представление о себе как самоценности; это чувства, связанные с симпатией – неприязнью, привлекательностью – непривлекательностью субъекта для самого себя.

Самопрезрение – это эмоциональная неудовлетворенность, переживание разлада и несогласованности собственного Я.

Самоинтерес отражает переживание внутренней дистанции, субъективной близости к объекту отношения.

Дальнейшее исследование В.В. Столина и С.Р. Пантилеева показали, что кроме отмеченных базовых измерений составляющих самоотношения можно также выделить:

- ожидание положительного отношения от других – значимость для субъекта положительного мнения о нем других людей, особенно значимого окружения; одобрение его поступков, взглядов и т.д.

-самопринятие – безоценочное позитивное отношение к себе, несмотря на существущие недостатки;

-саморуководство, самопоследовательность – ощущение управляемости и подчиняемости Я; способность рационально организовывать свое поведение;

-самообвинение – склонность обвинять себя во всех неудачах. При высоком уровне проявления – неадекватная интропунитивность, что иногда может приобретать даже агрессивный характер и своеобразное «злорадство» над собой. При этом наблюдается какая – то фаталистическая обречённость, когда человек, приписывая все причины собственных неудач лишь себе, даже не пытается что – то изменить;

Страницы: 1 2 3 4

Также по теме:

Мотив как структурный компонент учебной деятельности
Под деятельностью в психологии принято понимать активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива. Виды деятельности, ...

Понятие интеллектуальной недостаточности в психологических исследованиях
Правильное определение понятия «интеллектуальная недостаточность» имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Теоретическое значение такого определения состоит в том, что оно способствует более глубокому пониманию сущности ...

Результаты исследования социально-психологического климата группы, интерпретация полученных результатов
Результаты экспресс-диагностики социально-психологического климата в коллективе Таблица 1 компоненты № вопроса +1(кол-во ответивших) 0(кол-во ответивших) -1(кол-во ответивших) итоговый балл результаты эмоционал ...