Психофизиологические основы агрессивности

Статьи по психологии » Изучение агрессивности младших подростков » Психофизиологические основы агрессивности

Устойчивость половых различий в проявлениях агрессивности, независимо от национальности и культуры, навела на мысль о гормональных

влияниях на формирование агрессивной реакции. Согласно этой гипотезе, усиление агрессивности способствует повышению уровня тестостерона (точно так же, как повышение уровня тестостерона ведет к усилению агрессивности). Двумя основными образованиями головного мозга

, играющими важную роль в формировании агрессивности, являются лимбическая система (состоит из нескольких взаимосвязанных структур: миндалевидного тела, или амигдала, гипоталамуса и др.), контролирующая основные влечения и эмоции, и кора головного мозга, ответственная за целый комплекс когнитивных функций, которые имеют существенное значение в процессах научения, выработки суждений и принятия решения. Повреждения лобной доли коры головного мозга приводят к усилению реакции человека на мгновенные воздействия окружающей среды; обыкновенные раздражители вызывают агрессивные реакции, которые обычно блокируются целой серией рефлекторных или осмыслительных процессов. Агрессивность человека связано с активизацией симпатической нервной системы.

Связь между возбуждением и агрессией может быть двусторонней. Так же как возбуждение способствует проявлению агрессии, так и агрессия может повлиять на уровень физиологического возбуждения. Возбуждение ведет к усилению агрессии, когда индивиды источником своего возбуждения считают провокации со стороны объекта и когда их доминантной, преобладающей реакцией на провокации является агрессия. Лица с повышенной реактивностью склонны прибегать к агрессии значительно чаще, нежели их менее возбуждающиеся собратья. Агрессия ведет к понижению возбуждения, когда индивиду становится известно, что агрессия является выгодной реакцией на провокацию. Исследователи также изучали гипотезу влияния половых хромосомна агрессию путем рассмотрения личностных характеристик и криминальных досье лиц с хромосомными аномалиями (то есть лиц, у которых Х- и Y-хромосом меньше или больше, чем полагается). Хотя некоторые факты довольно убедительно подтверждают существование связи между склонностью к агрессивности и набором половых хромосом, выявленная исследованиями связь некоторых хромосомных аномалий с агрессией является отражением скорее недостаточного умственного развития, нежели врожденной склонности к преступлениям с применением насилия.

Агрессия - индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей.

Основными деятельностными формами проявления агрессии являются: ярость, раздражение, злость, ненависть.

Различные аспекты межличностных отношений приводят к возникновению и предопределяют формы и направленность агрессии.

Ситуационные (внешние) факторы оказывают на агрессию большое воздействие, кроме этого выделяют различные черты личности, психофизиологические особенности человека, связанные с проявлениями агрессии, которые остаются неизменными вне зависимости от ситуации.

Также по теме:

Эмпирические основания применения гуманистического подхода в практике социальной работы
Как видно из первой главы данной работы, очень трудно недооценить значимость использования гуманистического подхода в практической социальной работе. И поэтому студенты, обучающиеся по специальности «социальная работа» должны владеть навы ...

Фрейд о голосе и звуке
З. Фрейд отводит голосу важную роль в развитии ребенка. В работе «Очерк психологии» (Freud S., 1895, S. 410, 426, 457) он отмечает, что крик служит чисто моторной разрядке внутреннего разряжения, происходящей по рефлекторной схеме. Данный ...

Концепции воспитания дошкольников
Каждая цель подкрепляется и аргументируется определенной концепцией. Причем у одной цели может быть несколько концепций, объясняющих ведущий путь ее достижения, а у каждой концепции – множество конкретных программ. Рассмотрим на примере ...