Размер группы
Вопрос определения идеального размера группы изучался многими теоретиками управления.
Они пришли к выводу, что в группах должно существовать определенное соответствие между размером и степенью участия.
Чем больше группа некоторого определенного размера, тем меньше людей имеют возможность участвовать в ее работе, тем меньше психологическая удовлетворенность от членства в группе: люди с ценными идеями выпадают из поля зрения, трудно вовлечь в участие в работе т.н. «молчаливое большинство». По данным статистических исследований, оптимальное количество членов группы – 5-12 человек. Для собраний и совещаний – в среднем 8 человек. Наиболее точные решения принимаются группой в 5-11 человек. В группах из 5 человек все работники обычно испытывают большую удовлетворенность, чем в группах больших или меньших.
По мере увеличения размера группы усложняется:
- достижение соглашения по спорным вопросам;
- проявляется тенденция разделения группы на подгруппы;
- происходит рассогласование целей, что приводит к напряженности и конфликтам.
И малые по количеству участников группы имеют серьезные проблемы - например, очень высок может быть накал межличностного общения, напряженности между членами группы.
И большие группы тоже страдают недостатком – мало внимания уделяется каждому участнику группы.
Состав группы
Под составом группы понимается степень сходства личностей и точек зрения, подходов, которые они проявляют при решении проблем. Данные проведенных исследований свидетельствуют о том, что группы, состоящие из непохожих личностей, более эффективны, чем члены группы, члены которых имеют схожие точки зрения.
Индивидуальные особенности восприятия, внимания, памяти и мышления разных людей позволяют отмечать лишь отдельные свойства предметов и явлений объективного мира.
Например, кто-то склонен к конкретному восприятию информации, кто-то к абстрактному, кто-то к эмоциональному. Если в группе, принимающей решения, представлены все способы восприятия информации, то вероятность отражения всех сторон проблемы в выбранном варианте решения увеличивается.
В противном случае будет либо слишком абстрактным, либо слишком конкретным, либо слишком эмоциональным.[8]
Также по теме:
Понятие индивидуальности в психологии
В психологии существует несколько традиций понимания индивидуальности.
Первая традиция связана с пониманием индивидуальности как единичности. Индивидуальность в этом случае понимается как неповторимое сочетание разных по степени выраженн ...
Теоретические представления зарубежных авторов
3. Фрейд сущность феномена идентификации рассматривал в связи с природой онтогенетического развития ребенка и социально-психологических процессов внутри социальной группы [цит. по 2]. Процесс идентификации, с одной стороны, связывается с ...
Понятие имиджа в работах отечественных и зарубежных
исследователей
В отечественной литературе встречается достаточно много попыток определения имиджа. Но при несогласованных подходах к изучению феномена имиджа это приводит к размытости трактовок и противоречивости позиций. Причина, вероятно, заключается ...
Разделы