Размер группы
Вопрос определения идеального размера группы изучался многими теоретиками управления.
Они пришли к выводу, что в группах должно существовать определенное соответствие между размером и степенью участия.
Чем больше группа некоторого определенного размера, тем меньше людей имеют возможность участвовать в ее работе, тем меньше психологическая удовлетворенность от членства в группе: люди с ценными идеями выпадают из поля зрения, трудно вовлечь в участие в работе т.н. «молчаливое большинство». По данным статистических исследований, оптимальное количество членов группы – 5-12 человек. Для собраний и совещаний – в среднем 8 человек. Наиболее точные решения принимаются группой в 5-11 человек. В группах из 5 человек все работники обычно испытывают большую удовлетворенность, чем в группах больших или меньших.
По мере увеличения размера группы усложняется:
- достижение соглашения по спорным вопросам;
- проявляется тенденция разделения группы на подгруппы;
- происходит рассогласование целей, что приводит к напряженности и конфликтам.
И малые по количеству участников группы имеют серьезные проблемы - например, очень высок может быть накал межличностного общения, напряженности между членами группы.
И большие группы тоже страдают недостатком – мало внимания уделяется каждому участнику группы.
Состав группы
Под составом группы понимается степень сходства личностей и точек зрения, подходов, которые они проявляют при решении проблем. Данные проведенных исследований свидетельствуют о том, что группы, состоящие из непохожих личностей, более эффективны, чем члены группы, члены которых имеют схожие точки зрения.
Индивидуальные особенности восприятия, внимания, памяти и мышления разных людей позволяют отмечать лишь отдельные свойства предметов и явлений объективного мира.
Например, кто-то склонен к конкретному восприятию информации, кто-то к абстрактному, кто-то к эмоциональному. Если в группе, принимающей решения, представлены все способы восприятия информации, то вероятность отражения всех сторон проблемы в выбранном варианте решения увеличивается.
В противном случае будет либо слишком абстрактным, либо слишком конкретным, либо слишком эмоциональным.[8]
Также по теме:
Методика диагностики коммуникативной установки
Методика позволяет диагностировать негативную коммуникативную установку. Методика представляет собой список из 25 суждений, относительно которых необходимо выразить свое согласие или несогласие. Содержит шкалы:
· завуалированная жестокос ...
Методика Ч. Спилбергера – Ю. Ханина
Для уточнения гипотезы мы использовали методику диагностики самооценки Ч. Д. Спилберга (1966-1973 гг.), которая является единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство (уровень личност ...
Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера
Суть теории Л. Фестингера в следующем: чувства, мысли и поведение человека должны быть согласованы. Если один из этих трех компонентов изменяется, то возникает диссонанс, приводящий человека к ощущению дискомфорта, который он стремиться у ...

Разделы