Статический и динамический подход к изучению

Страница 2

В современном понимании групповая динамика — это развитие или движение группы, обусловленное взаимодействием и взаимоотно-шениями членов группы между собой и с психотерапевтом, а также внешними воздействиями на группу (Кратохвил, 1978).

В понятие групповой динамики входят шесть основных элементов:

Ø цели группы;

Ø нормы группы;

Ø позиция ведущего;

Ø структура группы и проблема лидерства;

Ø сплоченность группы;

Ø фазы развития группы.

Цели группы

Они зависят, с одной стороны, от того, в какую более общую систему деятельности включена группа, а с другой - от методологической ориентации разработчика программы личностных особенностей группы. Например, цель групп социально-психологического тренинга – совершенст-вование уже имеющихся и приобретение новых коммуникативных навыков; цель групп сензитивности - развитие навыков социальной чувствительности и взаимопонимания; цель балинтовских групп - оказание и получение профессиональной поддержки от коллег-психологов, обмен опытом работы и т.д.

Ведущий, наряду с явными, декларируемыми целями, может преследовать свои, скрытые цели, осознаваемые им в разной степени. Наличие скрытых целей может принести участникам группы значительный вред, поэтому ведущий должен ясно осознавать свои личностные особенности, потребности и проблемы, с тем чтобы минимизировать их влияние на групповой процесс или же использовать их в качестве союзников. Иными словами, ведущий группы должен быть психотерапевтически проработан и иметь опыт работы в группе в качестве участника.

Страницы: 1 2 

Также по теме:

Эмоциональная регуляция при расстройствах аффективного спектра: когнитивный подход
Основной отличительной характеристикой расстройств аффективного спектра, т.е. депрессивных и тревожно-фобических расстройств является то, что больные не способны регулировать, контролировать и предотвращать возникновение патологически выр ...

Психологическая характеристика процесса общения
Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, М.М. Бахтина, А.А.Бодалева, В.Н. Мясищева и других отечественных психологов, которые рас ...

Рекомендации родителям по лечебному уходу за детьми с церебральным параличом
Схематично рассмотрим, основные методы лечебного ухода и тренировки двигательных, психических и речевых навыков, доступным в домашних условиях. Как одеть ребенка. Одежда для детей с церебральными параличами должна быть простой, свободной ...