Исследование влияния лидерских позиций руководителя на социально-психологический климат в коллективе

Статьи по психологии » Исследование влияния лидерских позиций руководителя на социально-психологический климат в коллективе

О феномене лидерства говорят, пишут, спорят. «Нам нужны лидеры!» – ответственно заявляют руководители компаний. Однако сколько людей – столько и мнений, трактовок и определений. Немудрено и запутаться…

Сделав обзор исследований в области лидерства, Ральф Стогдилл (см. Петров, 2006) отметил, что исследования личных качеств руководителей дают противоречивые результаты. В разных ситуациях руководители демонстрируют различные личные качества. Структура личных качеств руководителя должна соотноситься с личными качествами, деятельностью и задачами его подчиненных. По теории Мак-Грегора стиль руководства определяется тем, как начальник оценивает своих подчиненных. Нравятся ли они ему, доверяет ли он им или нет. Если он считает их недостаточно компетентными, то станет руководить одним способом, если же он считает их очень способными, то - по-другому. Известный американский ученый-бихевиорист Курт Левин (см. Петров, 2006) считал, что стиль руководства определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми и технологию принятия решения именно данной личности, поэтому стиль строго индивидуален.

Целью

этой работы явилось исследование влияния лидерских позиций руководителя на социально-психологический климат в коллективе. Одни руководители являются лидерами, эффективными руководителями для своих подчиненных, а другие, по мнению коллектива, совсем не умеют руководить. Ведь не для кого не секрет, что «…в мире есть много людей, которые вовсе не начальники, но постоянно направляют других людей, а многие из тех, кто занимает высокую должность руководить не умеют совсем» (Бланшар, Миллер, 2001). В качестве объекта

исследования выступает группа людей, то есть сотрудники коммерческих отделов двух фирм, занимающихся аналогичной деятельностью, работающих под началом разных руководителей. Предметом

же исследования являются психологические характеристики руководителя, влияющие на социально-психологический климат коллектива.

Рабочая гипотеза

: социально-психологический климат в коллективе зависит от некоторых психологических характеристик личности руководителя.

Чтобы оценить данную гипотезу необходимо решить следующие задачи

:

1. Провести анализ основных подходов к изучению лидерства.

2. Рассмотреть психологические аспекты руководства.

3. Сформулировать понятие о команде в современном бизнесе.

4. Рассмотреть общее и различия во взглядах на роль лидерских позиций.

5. Провести сравнительный анализ полученных данных.

6. Обобщить результаты теоретического исследования и эмпирических данных и вывести критерии оценки социально-психологического климата в коллективе.

Реализация поставленных задач и проверка выдвинутой гипотезы исследования осуществляется с помощью методов

:

1. Экспресс-тест «Самооценка лидерства», который позволяет определить актуальный уровень проявления лидерства в совместной деятельности.

2. Метод оценки стилей принятия управленческих решений (ОСПУР-51) проводится с руководителями для того, чтобы больше узнать о специфики управленческой деятельности, о том, какими способами руководители добиваются поставленных целей.

3. «Изучение направленности личности» (методика В.Смекала и М.Кучера). Назначение исследования – определение направленности человека: личностной (на себя), деловой (на задачу) и коллективистской (на взаимодействие). Методика Смекала-Кучера основана на словесных реакциях испытуемого в предполагаемых ситуациях, связанных с работой или участием в них других людей.

4. «Стиль руководства» (методика А. Л. Журавлёва) направлен на оценку преобладающего стиля руководства: директивного (авторитарного), коллегиального (демократического), либерального.

5. Снетков – Удовлетворённость трудом. Этот метод позволяет определить степень субъективной привлекательности работы для человека в данном коллективе.

6. Оценка лояльности сотрудника к организации – Никифоров. Методика измерения лояльного отношения сотрудника к организации были созданы Л.Г. Почебут и О.Е. Королёвой в 1999 году на основе применения шкалы равнокажущихся интервалов Луи Терстоуна. Процедура Терстоуна позволяет измерять установки по отношению к любым объектам социальной действительности с учётом тех изменений, которые происходят вокруг нас.

7. Определение психологического климата группы. Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Для общей оценки некоторых основных проявлений психологического климата коллектива можно воспользоваться картой-схемой Л.Н. Лутошкина.

Обработка результатов эксперимента проводилась при помощи метода математической статистики. В эксперименте принимали участие работники коммерческих подразделений двух фирм (по 15 чел.) и два руководителя этих структур. Новизна и теоретическая значимость данной работы заключается в том, что в результате эмпирического исследования будет построена модель критериев оценки уровня социально-психологического климата в коллективе.

Также по теме: